Время новостей
     N°153, 20 августа 2003 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  20.08.2003
Фокус на Европу
Новый шеф E.on Вульф Бернотат доволен началом своей работы
Энергетический гигант, возникший в Европе в результате объединения энергоконцерна E.on из Дюссельдорфа и газовой компании Ruhrgas из Эссена, объявил о первых результатах своей деятельности и о стратегии развития. Амбиции нового E.on выражены предельно четко: план реструктуризации бизнеса называется OnTop (на вершине). Глава концерна Вульф Бернотат поясняет, что его деятельность будет сконцентрирована в электроэнергетическом и газовом секторах европейского рынка.

Первые итоги работы объединенной компании свидетельствуют о том, что многомесячные труды по убеждению антимонопольных чиновников и выполнению их требований не прошли даром. За первые шесть месяцев года оборот объединенного концерна составил 24,1 млрд евро (в первом полугодии 2002 года оборот одного E.on достиг 16,2 млрд евро). Чистая прибыль E.on увеличилась по сравнению с тем же периодом прошлого года на 19% и достигла 2,7 млрд евро.

Как отмечается в полугодовом отчете дюссельдорфского концерна, главными «организаторами» улучшения производственно-финансовых результатов стали новые приобретения -- Ruhrgas и британская энергосбытовая компания Powergen. Газовики из Эссена за первые пять месяцев после слияния в феврале 2003 года получили чистую прибыль в размере 611 млн, Powergen -- 306 млн евро. Даже после уплаты всех «накруток», которыми по условиям слияния был обложен E.on в связи с покупкой контрольного пакета акций Ruhrgas, деятельность газовой компании, как отмечено в отчете, «однозначно позитивно» отразилась на результатах всего концерна.

Все это позволяет менеджменту E.on уже сегодня говорить о том, что по итогам 2003 года будет побит прошлогодний рекордный результат деятельности концерна. «Показатели за первое полугодие, а также открывающиеся перспективы всего года ясно свидетельствуют: мы превратились в «сфокусированное» энергетическое предприятие и располагаем великолепными исходными данными для дальнейшего повышения нашей эффективности», -- говорит глава правления E.on Вульф Бернотат.

Новый шеф правления (г-н Бернотат всего несколько недель назад приступил к обязанностям главы E.on) на днях презентовал проект OnTop -- стратегию развития обновленного концерна. «В проекте OnTop мы определили ясную стратегию главных направлений, разработали еще более эффективную структуру концерна и поставили перед собой еще более амбициозные цели в отношении прибыли и рентабельности. Мы убеждены в том, что пошли по правильному пути к дальнейшему росту и стабильной прибыльности. Тем самым E.on предлагает своим акционерам, а также сотрудникам ясные и, как мы полагаем, чрезвычайно привлекательные перспективы», -- заявил г-н Бернотат.

Проект OnTop определяет генеральную линию развития E.on как «интегрированного электрогазового концерна с ясным фокусом на Европу». Для повышения эффективности менеджмент разделил зону своих интересов на пять целевых рынков. Четыре из них касаются прежде всего электроэнергии и укладываются в более или менее четко очерченные региональные географические рамки: Центральная Европа, Великобритания, Скандинавия и Центральный Запад США. Пятый (в самом проекте он, правда, занимает первое место) рынок является отраслевым -- это закупка, транспортировка, хранение и торговля газом на всем общеевропейском пространстве.

По сути дела, уже сегодня E.on обладает сильными позициями на всех этих рынках, но центральное требование стратегии концерна -- «целенаправленное развитие конкурентных позиций на европейских рынках». Именно на этот регион, согласно проекту OnTop, приходится основная доля запланированных на ближайшее время инвестиций, которые в период 2003--2005 годов должны достигнуть объема 26--28 млрд евро. «В настоящее время в США мы не видим потребности в наших действиях», -- отмечает Вульф Бернотат. Исключением, правда, является американская «дочка» LG&E, куда будут направлены дополнительные капиталовложения. Любопытно, что одной из «инвестиционных целей» E.on в Европе считается Италия, где отмечаются «привлекательные» темпы роста энергорынка.

Деловая активность на каждом из пяти «целевых рынков» также будет регулироваться и направляться соответствующей «ведущей компанией» с собственной ответственностью за результаты своей и своих подотчетных деятельности. Ruhras в этих планах отводится ответственность за общеевропейский газовый бизнес, E.on Energie -- за Центральную Европу, Powergen -- за Великобританию, Sydkraft -- за Скандинавию и LG&E -- за Центральный Запад США. В новой иерархии концерна Sydkraft и LG&E будут непосредственно «замкнуты» на E.on AG.

Наряду с этим в E.on грядут и некоторые структурные перемены: проект OnTop предполагает перепрофилировать компетенции отдельных компаний в рамках концерна. Так, немецкую региональную газовую компанию Thuga и нидерландскую фирму по торговле природным газом D-Gas будет в скором времени курировать эссенский Ruhrgas. Наряду с этим региональные предприятия с ярко выраженным электроэнергетическим профилем будут подведомственны напрямую E.on Energie. В этом смысле перемены коснутся также и энергетических отраслей Венгрии и Чехии. В этих странах будет действовать по одной региональной энергокомпании, находящейся также «под крышей» E.on Energie. Кроме того, в компетенцию Ruhrgas выделяется рынок стран Балтии.

В ближайших планах E.on AG отводится роль руководящей надстройки единой энергетической группы, называемой Корпоративным центром. Специально для него создаются новые процессы управления. Подразделение «Стратегическое управление рынком» (Strategic Market Management) призвано координировать и оптимизировать в рамках концерна взаимоотношения между всеми рынками и их игроками. Целевое подразделение «Вопросы регулирования» (Regulatory Affairs) будет заботиться о скоординированной деятельности концерна перед лицом европейских и национальных регулировочных инстанций. Главной задачей сектора «Оперативное превосходство» (Operational Excellence) явится внедрение самых передовых процессов в качестве прочной функции менеджмента. И наконец, еще одна задача Корпоративного центра: это подразделение будет нести непосредственную «персональную ответственность» за результаты деятельности 200 высших менеджеров концерна.

Юрий ШПАКОВ, Берлин