Время новостей
     N°152, 19 августа 2003 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  19.08.2003
Chevi-Niva будут собирать круглосуточно
Тольяттинское СП «GM-АвтоВАЗ», специализирующееся на выпуске внедорожников Chevi-Niva, объявило о переходе на трехсменный режим работы. На предприятии считают, что увеличение темпов позволит выполнить заявленные ранее планы производства авто. По замыслу американских инвесторов, Chevi-Niva станет самым доступным джипом для российского автомобилиста, не имеющего возможности приобрести импортный внедорожник.

Проект по выпуску Chevi-Niva стоимостью 332 млн долл. примечателен как самое крупное вложение в российскую автомобильную промышленность. Соглашение о создании СП было подписано в августе 2001 года. Компания General Motors в обмен на взнос в 100 млн долл. получила 41,5% акций в СП. Столько же принадлежит «АвтоВАЗу», взнос которого был в виде патента на производство внедорожника, а также предоставления здания и оборудования. Еще 17% акций в обмен на 40 млн долл. и обещание предоставить кредит на 90 млн долл. получил ЕБРР. Первоначально американцы планировали организовать производство Opel Astra, но потом сделали выбор в пользу «Нивы» -- ВАЗ-2123, получившей название Chevi-Niva. В GM объясняли свой выбор наличием у «Нивы» популярности в России. Первый внедорожник сошел с конвейеров СП 23 сентября 2002 года. «Американского в этой машине немного -- одни эмблемы, -- говорит один из владельцев Chevi-Niva, жалуясь на чужеродное название, -- есть какие-то импортные детали, но все же это плоть от плоти наш, вазовский, автомобиль». Американцы решили оставить привычный русскому взору облик модели и изменили лишь отделку салона и трансмиссию.

Изначально базовая комплектация стоила 8 тыс. долл., а комплектация «люкс» (гидроусилитель руля, подогрев сидений, электростеклоподъемники) -- 9,3 тыс. долл. Для сравнения: собираемый в Калининграде джип KIA Sportage или Hyundai Accent стоит более 10 тыс. долл. Правда, за сумму, сопоставимую со стоимостью Chevi-Niva, можно приобрести менее новый, но более комфортный и надежный японский внедорожник RAV-4 1, Suzuki Escudo или Honda CR-V 1996--1997 года выпуска.

Тем не менее оптимистичные прогнозы по наращиванию производства владельцы СП выстраивали, основываясь именно на ценовом преимуществе: в этом году запланировано собрать 35 тыс. Chevi-Niva, в 2004-м -- уже 50 тыс. и в 2005-м -- максимально возможный объем производства в 75 тыс. автомобилей.

Убедившись в наличии потребительского спроса на вазовские внедорожники, СП с апреля перешло на двухсменный режим работы и объявило о выпуске машин с новым уровнем качества и доработанными агрегатами. Что сразу же увеличило стоимость внедорожников на 500 долларов.

О введении в августе трехсменного графика работы было известно заранее. Ведь в первом полугодии СП произвело лишь 5044 автомобиля Chevi-Niva. Теперь СП будет работать круглосуточно, собирая по 12 джипов в час. Это, по мнению аналитика «Атона» Александра Агибалова, позволит выполнить заявленные объемы. Продолжая работать в две смены, СП успело бы произвести за год только 20--24 тыс. машин, говорит он, третья же смена позволит увеличить объемы производства еще на 50%.

Яна ВИКТОРОВА