Время новостей
     N°149, 14 августа 2003 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  14.08.2003
НРБ пошел в «Аэрофлот»
Александр Лебедев вызывает менеджмент авиакомпании на собрание
«НРБ-Групп», крупнейший негосударственный акционер «Аэрофлота», в ближайшие дни потребует созыва внеочередного собрания акционеров авиакомпании. Как заявил президент НРБ Александр Лебедев, будет рассмотрен единственный вопрос -- о перевыборах совета директоров, в котором группа, владеющая почти третью авиакомпании, до сих пор не имеет своего представителя.

Г-н Лебедев, побывавший вчера на Воронежском авиазаводе, сообщил, что внеочередное собрание акционеров «Аэрофлота» должно состояться в начале ноября. По его словам, НРБ к настоящему моменту сконцентрировал около 30% акций национального авиаперевозчика. В совет директоров авиакомпании, состоящий из 11 человек, группа намерена провести трех или четырех своих представителей. Причем г-н Лебедев не исключил, что предложит собранию и свою собственную кандидатуру, подчеркнув, что «очень серьезно рассматривает работу в качестве акционера «Аэрофлота».

Глава НРБ выразил неудовольствие деятельностью нынешнего совета директоров, избранного очередным собранием акционеров в мае этого года. Из пяти созванных с тех пор заседаний совета три были сорваны из-за отсутствия кворума. Именно это, заявил г-н Лебедев, а не желание провести своих представителей в совет будет формальным поводом для проведения перевыборов.

«НРБ-Групп» прибрела блокпакет акций «Аэрофлота», ранее принадлежащий Millhouse Capital (управляет активами Романа Абрамовича), в апреле этого года. Реестр голосующих акционеров в очередном собрании тогда уже был закрыт, поэтому компания не смогла провести в совет своих представителей. Millhouse Capital же никогда не имел в совете больше трех делегатов.

Вчера г-н Лебедев сообщил и еще одну важную новость. «В течение недели, -- сказал он, -- мы надеемся подписать с «Аэрофлотом» контракт на лизинг десяти самолетов Ил-96 -- шести пассажирских и четырех грузовых». Сумма этой сделки составляет приблизительно 450--500 млн долларов.

Контракт на поставку «Аэрофлоту» Ил-96 имеет долгую и трудную историю. В 1998 году авиакомпания, Воронежское акционерное самолетостроительное общество (ВАСО) и правительство России заключили трехстороннее соглашение, по которому «Аэрофлот» обязался закупить у ВАСО отечественные самолеты в обмен на правительственные льготы по импорту иностранной авиатехники. Речь тогда шла о поставке шести-семи пассажирских Ил-96-300. Позднее правительство освободило «Аэрофлот» от обязательств, вытекающих из этого соглашения. В 1999 году контракт взяла в свои руки лизинговая компания «Ильюшин-Финанс» -- «дочка» НРБ. Принципиальное соглашение на поставку шести Ил-96-300 так и не было выполнено, поскольку согласование технических характеристик самолета с покупателем продолжается до сих пор.

Вчера Александр Лебедев отметил, что «Аэрофлот» «не только противится покупке отечественных самолетов, а просто ложится костьми, чтобы не делать этого».

Вчера же «Аэрофлот» полностью подтвердил эту характеристику. Замгендиректора авиакомпании Лев Кошляков сообщил газете «Время новостей»», что ни о какой конкретной дате подписания соглашения речи идти не может, так как договаривающиеся стороны имеют расхождения по ключевому вопросу -- о цене самолета. Базовая цена Ил-96-300 составляет 45--50 млн долларов.

Вместе с тем замгендиректора «Росавиакосмоса» Станислав Рынкевич сказал газете «Время новостей», что государство, которому принадлежит 51,17% акций «Аэрофлота», не будет давить на менеджмент компании, чтобы заставить его заключить сделку.

Узнав от корреспондента газеты «Время новостей» реакцию «Аэрофлота», Александр Лебедев скорректировал свою позицию. Он сказал, что контракт, «может быть, и не будет подписан на МАКСе (Международный авиакосмический салон, который открывается 19 августа в Подмосковье. -- Ред.)». Он уточнил, что стороны действительно расходятся насчет размера лизинговых ставок. В частности, «Аэрофлот» в соответствии с конъюнктурой мирового рынка требует их снижения. Нет ясности и насчет условий лизинга. «Ильюшин-Финанс» предлагает заключить договор на 15 лет с правом «Аэрофлота» через 9 лет разорвать его и вернуть самолеты. Взамен «Ильюшин» предлагает дополнить соглашение о шести самолетах договором (или опционом) на покупку еще четырех грузовых Ил-96-400.

По всем этим вопросам согласия «Аэрофлота» еще нет. Тем не менее г-н Лебедев оптимистично смотрит на перспективы заключения контракта. Он рассчитывает, что 30-процентный пакет акций «Аэрофлота» позволит ему добиться взаимопонимания с менеджментом этой компании.

Михаил КУКУШКИН, Воронеж