Время новостей
     N°147, 12 августа 2003 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  12.08.2003
Труба согласия
«Газпром» проложит новый экспортный маршрут через Украину
В тяжелом российско-украинском диалоге по поводу газотранспортной системы, через которую идет большая часть экспорта «Газпрома», похоже, достигнут компромисс. Стороны уже около года спорят о принципах работы консорциума по управлению украинскими газопроводами, и, в частности, о распределении долей в нем. Теперь же переговорщики действительно близки к утверждению бизнес-плана предприятия. По информации газеты «Время новостей», процедура состоится в ближайшие две недели в Киеве, и компромисс состоит в следующем: чтобы сохранить достойную долю в консорциуме (сейчас, до вступления в него новых участников, Россия и Украина владеют равными долями), «Газпрому» придется серьезно в него вложиться.

С утверждением бизнес-плана должен завершиться так называемый предынвестиционный этап формирования консорциума. Партнеры пока не комментируют содержание проекта документа, который определит работу предприятия на ближайшую перспективу. Однако, как сообщил источник, близкий к переговорам, в тексте бизнес-плана имеется пункт о строительстве нового экспортного магистрального газопровода по территории Украины. В «Газпроме» газете «Время новостей» подтвердили наличие такой договоренности, сообщив также, что до окончания подготовки ТЭО говорить о параметрах этой трубы преждевременно. В «Нафтогазе Украины» отказались комментировать информацию до подписания документов.

По словам источника газеты «Время новостей», первоначальная пропускная способность газопровода должна составить 15 млрд кубометров в год с возможностью увеличения до 32 млрд. Ориентировочный срок строительства трубы (будет прокладываться в рамках действующего маршрута) -- три года, чтобы вступить в эксплуатацию к 2008 году, когда по действующим контрактам «Газпром» должен будет экспортировать в Западную Европу минимум 175 млрд кубометров газа. А при благоприятной конъюнктуре эта цифра может составить и все 205 млрд кубометров (верхняя граница, зафиксированная в соглашениях).

В нынешнем году «Газпром» поставит в дальнее зарубежье 134 млрд кубометров газа. Но на сегодняшний день с учетом «Голубого потока» и недостроенной первой нитки газопровода Ямал--Европа пропускная способность экспортной системы составляет около 150 млрд кубометров в год. В то же время помимо нового украинского проекта у концерна есть стародавние планы строительства второй нитки газопровода Ямал--Европа (20--25 млрд кубометров в год) и Северо-Европейского газопровода (20--30 млрд кубометров). Очевидно, что в этих условиях одна из этих труб окажется за рамками приоритетов. И судя по всему, главным кандидатом на эту роль является невнятный с экономической точки зрения СЕГ. В одной из неофициальных бесед высокопоставленный представитель «Газпрома» открыто сказал, что его будут строить, только если заключат предварительно долгосрочный контракт на поставку по нему газа. Пока же с конкретными клиентами негусто.

По информации газеты «Время новостей», строительство нового маршрута в рамках консорциума усиленно лоббировала украинская сторона, которая до последнего настаивала на изначальной пропускной способности в 32 млрд кубометров. Однако очевидно, что это идет вразрез с политикой диверсификации транзитных направлений (которая, кстати, зарождалась на фоне сложных отношений с Украиной). Поэтому «Газпром» вряд ли откажется от строительства второй нитки газопровода Ямал--Европа, хотя отношения с транзитными странами -- Белоруссией и Польшей -- складываются довольно посредственно. Эксперт, пожелавший остаться неназванным, говорит, что российская сторона могла согласиться на строительство новой ветки по территории Украины только в обмен на серьезные уступки по консорциуму, которые касаются долевого участия в нем и наличия у консорциума реального контроля над газопроводной системой.

Аналитик Объединенной финансовой группы Павел Кушнир считает, что строительство экспортного маршрута по территории Украины вполне обоснованное и не слишком дорогостоящее решение, если не учитывать политическую составляющую. По его мнению, оно обойдется в 1,5--2 млрд долларов в зависимости от того, сколько потребуется средств на расширение российской системы под этот газопровод. Консультант The Boston Consulting Group Сергей Степанов оценивает его в меньшую сумму -- 1 млрд долларов, правда без учета инвестиций в модернизацию старой украинской трубы. «По нашим расчетам, потребление газа в Европе к 2010 году вырастет на 30%, что составляет 150--200 млрд кубометров к существующему уровню, -- говорит он. -- В этой связи экспорт «Газпрома» может вырасти еще существеннее. Поэтому лишним новый газопровод в любом случае не будет. Кроме того, этот маршрут более удобен для экспорта среднеазиатского газа, который пойдет в Европу в большом количестве как раз с 2008--2009 гг.».

Алексей ГРИВАЧ