Время новостей
     N°147, 12 августа 2003 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  12.08.2003
«Нефункционирующий аппендикс власти»
Совет Федерации удовлетворен бюджетом будущего года, несмотря ни на что
Самое опасное для проекта бюджета-2004, как оказалось, позади. С центристами у Кудрина заключена договоренность, и большинство голосов в Думе тем самым обеспечено. От Совета Федерации, как показало вчера совещание по формированию федерального и местных бюджетов, прошедшее в верхней палате, сюрпризов тоже не ожидается. И это несмотря на то, что вся интрига бюджета-2004 по идее как раз и должна была разворачиваться в Совете Федерации, ведь из-за выпадающих налоговых доходов именно региональным властям может не хватить денег на выполнение обязательств перед бюджетниками. Однако сенаторы за эти деньги предпочли не бороться, вяло констатировав, что хотя проблемы регионов учтены в бюджете будущего года не в полной мере, «ряд позиций удалось отстоять».

Что именно удалось отстоять, ни спикер Совета Федерации, ни другие сенаторы комментировать особо не стремились. Впрочем, это неудивительно. Ведь заявленное вчера замминистра финансов Антоном Силуановым доведение пропорции налоговых поступлений между федеральным центром и регионами до соотношения 56 и 44% в пользу центра (сегодня это соотношение 60/40) на практике доходов регионов не увеличит. Регионам переданы самые труднособираемые налоги. Право оставлять в своих бюджетах собранный налог на имущество, земельный налог и акцизы с дизтоплива и ГСМ как раз и «весит» те самые 4%, которыми центр готов пожертвовать в пользу регионов. И сенаторы не могут не понимать, что собираемость этих налогов под большим вопросом. Земельный и имущественный налоги собрать сложно из-за отсутствия системы оценки. К тому же среди плательщиков этих налогов по-прежнему слишком много льготников. Сбор акцизов с дизтоплива возможен только с нефтеперерабатывающих заводов, но не в каждом регионе таковые имеются. При этом нормативы зачисления самых собираемых налогов (на прибыль и на добычу полезных ископаемых) в федеральный бюджет увеличились. Однако учитывая то, что среди сенаторов половина -- креатура Москвы, отношения с Кремлем для них более важны, чем вопрос распределения налоговых доходов. Если даже спикер Совета Федерации Сергей Миронов, имеющий некоторые предвыборные амбиции, уверяет, что в проекте бюджета «наметились положительные тенденции в вопросах межбюджетных отношений», то остальные сенаторы, не участвующие в политических объединениях, к проекту бюджета и распределению налогов еще более лояльны.

На фоне пассивности сенаторов борьба депутатов за каждую строчку бюджета, даже гипертрофированная предвыборным моментом (но сдерживаемая договоренностями центристов с Кудриным), выглядит гражданским поступком. «После того как нам удалось выбить у Минфина для зарплаты бюджетникам дополнительно 20 млрд руб. на компенсацию выпадающих доходов регионов, -- сказал участник нулевого чтения депутат одной из центристских фракций в неофициальном разговоре, -- сенаторы, которые этого сделать не смогли бы никогда, выглядят нефункционирующим аппендиксом законодательной власти».

Ирина СКЛЯРОВА