Время новостей
     N°145, 08 августа 2003 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  08.08.2003
Повод для надежды
Завтра открывается Выборгский фестиваль
9 августа в Выборге откроется фестиваль российского кино «Окно в Европу». Словосочетание «Выборгский фестиваль» звучит не слишком громко, но достойно. На местном уровне, для неизбалованной звездами и новыми фильмами публики, это, конечно, событие номер один. Но это событие и для всего российского кино: не так часто выпадает возможность за неделю составить вполне целостное представление об отечественной кинопродукции. И дело даже не в количестве фильмов, хотя оно весьма внушительно (13 в конкурсе полнометражных игровых лент, 16 в конкурсе документальных фильмов, а за победу по разделу «анимационное кино» будут бороться 24 работы). Дело в том, что когда смотришь новое российское кино не между «Матрицей» и «Терминатором» и не на международном кинофестивале, впечатление от него не то чтобы улучшается, но по крайней мере существенно корректируется. И пусть пока не слишком много поводов для радости, но поводы для надежды точно есть.

Наверное, эта надежда и помогла Выборгскому фестивалю выжить. Его организаторам свойствен своего рода экологический подход: они не отмахиваются даже от откровенно слабых картин, стремясь создать какой-никакой, но контекст, в рамках которого в будущем возможны и настоящие удачи. Только в этом контексте можно будет хотя бы приблизительно выработать критерии оценки. Нет, не по типу «хороший--плохой», до этого нам еще очень далеко. Но надо хотя бы определить нижнюю планку глупости и непрофессионализма, только превзойдя которую можно начинать говорить об удачах и неудачах, достоинствах и недостатках.

Среди тринадцати картин основного конкурса наибольшее внимание привлекают фильмы уже раскрученные: «Бумер» Петра Буслова, «Коктебель» Бориса Хлебникова и Алексея Попогребского (приз жюри XXV Московского кинофестиваля), «Прогулка» Алексея Учителя... Но есть и приятные сюрпризы. В частности, в конкурсе участвует дебютный фильм Алексея Германа-младшего «Последний поезд», который прямиком из Выборга поедет на фестиваль в Венецию. Далеко не последний из российских режиссеров Александр Прошкин («Русский бунт») решил сменить жанр и на этот раз покажет заинтересованной публике «Трио» -- криминальную драму из жизни современной провинции с участием одного из лучших отечественных актеров Андрея Панина (осенью фильм Прошкина выйдет в широкий российский прокат -- и это будет еще один повод проверить коммерческий потенциал добротного российского кино). Будут и совсем незасвеченные картины: «Мишка» Светланы Стасенко, «Бульварный переплет» Алексея Муратова, «Прощание в июне» Сергея Ломкина. Вне конкурса покажут новую работу Петра Тодоровского «В созвездии Быка».

В конкурсе документального кино общее внимание гарантировано «Процессу» Александра Зельдовича -- фильму о «еврейском вопросе» в тоталитарных государствах, который необходимо посмотреть хотя бы из-за использованных в нем уникальных хроникальных материалов. У аниматоров в первом ряду стоят без пяти минут классики -- Константин Бронзит, Наталья Дабижа, Иван Максимов, Ирина Евтеева, но, ходят слухи, молодым да ранним тоже есть что показать.

Но, возможно, самой интересной и «светской» частью фестиваля станут не показы фильмов, а представление еще не готовых проектов. 10 августа свой новый проект «Богиня» представят режиссер и актриса Рената Литвинова и продюсер Елена Яцура. А 16 августа на закрытии обещана главная сенсация: Никита Михалков расскажет о работе над своим новым фильмом «Утомленные солнцем 2». И хотя ни одного кадра из этой картины мы, скорее всего, не увидим, всех интересует вопрос: сможет ли Михалков повторить или хотя бы приблизиться к тому уровню мастерства, который он продемонстрировал в 94-м, получив за первых «Утомленных» Гран-при каннского жюри и один из немногочисленных отечественных «Оскаров».

А завтра на открытии зрители и гости Выборгского фестиваля смогут посмотреть социальную драму «Магнитные бури» Вадима Абдрашитова. Вопреки ожиданиям и прогнозам, «Бури» пока не сделали международной фестивальной карьеры. Может быть, это и правильно. Фильм представляется мне куда более важным и насущным прежде всего для российского контекста: он делает первые робкие шаги в освоении той реальности, в которой мы, сами того не замечая, живем последние два десятилетия.

Комдив Котов едва ли воскреснет в «Утомленных солнцем 2». Остается выяснить, воскреснет ли Михалков как режиссер в этой своей новой работе

Алексей МЕДВЕДЕВ