Время новостей
     N°145, 08 августа 2003 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  08.08.2003
Молдавское счастье по-московски
Москвичи привыкли к тому, что продавцы на рынках или строительные рабочие -- это чаще всего приезжие. Особенно много молдаван. Корреспондент газеты «Время новостей» проделала на днях тот же путь, что и эти гастарбайтеры.

В былые времена скорый поезд №48 Кишинев--Москва именовался фирменным. На перроне его провожал военный духовой оркестр. Ехали в нем командированные, туристы и прочий интеллигентный и состоятельный люд. Теперь экспресс доставляет в российскую столицу фрукты и дешевую рабочую силу. Мелким торговцам не по карману гнать персики и виноград фурами, транзит через украинскую территорию делает их золотыми. Государство не может обеспечить скупку и экспорт того, что вырастили на частных наделах крестьяне. Вот они и забивают плацкартные вагоны душистыми ящиками. Проводники не против -- неудобства им оплачивают.

Купе занимают те, кто уже имеет заработок в России. В крайнем случае те, кто твердо надеется заработать.

Два моих попутчика, восемнадцатилетние ребята, никогда не были в Москве и впервые видели поезд. Все им было в новинку и потому очень весело. Но провожавший их отец плакал: дома совсем плохо, зарабатывать негде. А на то, чтобы уехать на заработки в Италию, денег нет. Чтобы туда попасть, надо только посреднической фирме отдать 500 долларов плюс виза и дорога. Получается больше тысячи.

В Россию едут самые бедные, благо сюда пускают по внутренним молдавским удостоверениям, а не по загранпаспорту, за который тоже нужно платить.

Мальчики совсем не говорили по-русски. В молдавских школах русский теперь преподается как иностранный. В селах к тому же не хватает учителей. За последние десять лет в стране выросло новое поколение молдавских детей, не знающих русского, и русских, говорящих по-молдавски. Русскоязычные семьи, решившие связать свою судьбу с этим краем, отдают детей в молдавские детские сады.

Мои попутчики познавали географию через вагонное окно и шумно радовались. Соседка, молодая женщина с ребенком, вздохнула: они еще не знают, что Москва слезам не верит. Сама она уже шесть лет работает в Подмосковье маляром и знает, почем хлеб на чужбине. Но считает, что ей повезло больше, чем другим: хозяин хороший, исправно платит, не обманывает. Молдавские статистики утверждают, что больше половины гастарбайтеров -- женщины. Они идут на любую работу, чтобы прокормить детей, а заодно и мужа, остающегося на хозяйстве. Устроиться торговать с лотка в Москве -- большая удача. Продавая, например, кур гриль, можно ежедневно зарабатывать до 500 рублей и поесть бесплатно.

В соседнем купе весело щебетали молоденькие девушки. В Москве их должны встретить и помочь с трудоустройством. Как объяснили мне потом в МВД Молдавии, история знакомая и, как правило, с плохим концом. Недавно молдавские полицейские с помощью московских коллег возвратили домой, в город Сороки, шесть таких доверчивых малолеток. Несовершеннолетних девушек по поддельным паспортам переправили в Москву и продали в бордель. Нередко это происходит с согласия родителей.

Из Молдавии едут не только молдаване, но и русские. Но если первые уезжают, чтобы вернуться, то вторые -- навсегда. Люди среднего возраста хотят обеспечить будущее детям. Тех, кто постарше, привлекает российская пенсия. На соцвыплаты в Молдавии прожить нельзя. 20 долларов считается хорошей пенсией, а зимой за тепло в двухкомнатной квартире надо отдать 30.

На моей лестничной клетке четыре квартиры. Две из них пустуют -- хозяева на заработках. Владелица третьей занимается нелегальной отправкой людей за рубеж -- все ее родственники работают в Португалии и Москве. По данным ООН, из Молдавии уже выехало более миллиона граждан. В департаменте миграции говорят, что около 300 тысяч из них работают в России. Башкалию (а это родное село молдавского премьера Василия Тарлева) покинуло все трудоспособное население. Благодаря этому оно растет и хорошеет. По официальным данным, поступления от выехавших за границу кормильцев составляют 400 млн долларов в год. Это больше, чем доходная часть государственного бюджета. Молдавское руководство признает, что экономику страны поддерживают на плаву гастарбайтеры.

Светлана ГАМОВА, Кишинев--Москва