Время новостей
     N°143, 06 августа 2003 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  06.08.2003
«Криминал придет во власть, если не продолжать борьбу»
Борьба в Красноярском крае, связанная с фигурой предпринимателя Анатолия Быкова, не прекратилась с вынесением Красноярским краевым судом 1 июля этого года приговора о его амнистии и освобождении. Краевая прокуратура, как известно, оспаривает этот приговор в Верховном суде России, но и соратники трагически погибшего губернатора Александра Лебедя намерены добиваться справедливости. Михаил Бергман, бывший заместитель губернатора Красноярского края, профессиональный военный, награжденный 14 орденами и медалями, известен как давний соратник генерала Лебедя. Сегодня он занимает пост представителя Республики Хакасия в Москве при президенте РФ, однако продолжает следить за ситуацией в Красноярске. Наиболее острой проблемой, по его мнению, остается угроза прихода во власть криминала. В этой связи Михаил БЕРГМАН заявил газете «Время новостей», что намерен сделать все возможное, чтобы добиться пересмотра беспрецедентно мягкого вердикта суда в отношении Быкова.

-- Как известно, в июне этого года Красноярский краевой суд в рамках дела об убийстве предпринимателя Олега Губина признал Быкова виновным в укрывательстве преступников. Он получил год и тут же был амнистирован в честь празднования очередной годовщины Победы в Великой Отечественной войне...

-- Этот приговор вызвал, мягко говоря, недоумение не только у меня. Краевая прокуратура его уже обжаловала. В настоящее время дело направлено в Верховный суд России, материалы уже рассматриваются. Новое судебное разбирательство будет назначено в августе.

-- Ранее Быкову был вынесен приговор по другому делу, который также вызвал много вопросов.

-- Да, Анатолий Петрович был признан судом виновным в подготовке покушения на своего бывшего друга Вилора Струганова, но был осужден на шесть с половиной лет условно. По моему мнению, в ходе процесса по делу Струганова суду были предоставлены объективные доказательства заказных убийств, совершенных по инициативе Быкова. В том числе видеокассета, на которой киллер Владимир Татаренков рассказал, как и при каких обстоятельствах Быков «заказывал» людей. Скорее всего, так киллер мстил за то, что Анатолий Быков не выполнил обязательство и не рассчитался за заказ восемью миллионами долларов. Но мотивация Татаренкова в данном случае роли не играет.

У нас с губернатором Лебедем был большой пакет материалов по этому делу. Администрация края даже направила обращение к президенту России Владимиру Путину, на котором он поставил резолюцию: «Устинову В.В., генеральному прокурору РФ: взять на особый контроль». Это было в марте 2002 года, а в апреле вертолет с Александром Лебедем потерпел катастрофу. Губернатор погиб. Не стало основного борца за справедливость. А вскоре мы услышали об условном наказании Быкова.

-- Ходит много легенд о том, как возник конфликт между Быковым и губернатором Лебедем. Как вы видели эту ситуацию?

-- Необходимо было предотвратить угрозу сращивания криминала и власти, которая в Красноярском крае начала приобретать реальные очертания. Занимая в то время должность заместителя губернатора края по связям с правоохранительными органами, я четко осознал масштабы данной проблемы. Достаточно вспомнить тот факт, что Быков в свое время сумел пройти в краевой парламент. Но этого ему, видимо, показалось мало. В первые же дни губернаторства Лебедя Анатолий Петрович нанес ему самоуверенный и амбициозный визит. Быков, что называется, с порога предложил губернатору 500 тысяч долларов ежемесячно за то, чтобы Лебедь никуда не вмешивался, особенно в кадровую политику. Быков принес свой список назначений на должности заместителей губернатора, начальников управлений, начальника финансового управления края.

Александр Иванович решил, что визитер шутит, а когда убедился в обратном, заявил: «Кадровую политику буду строить сам!» И тут же вызвал к себе начальника УВД края Петрунина, начальника ФСБ Кузнецова, прокурора Борисенко. Было дано задание выяснить, кто же такой Быков.

-- Каковы были результаты этого расследования?

-- Наутро на губернаторском столе лежала справка о том, что Быков руководит одной из самых авторитетных преступных группировок края и в его подчинении находится огромное количество народа.

Однако это стало не единственной сенсацией: через некоторое время генерал Кузнецов сообщил Александру Ивановичу, что и Петрунин, и Борисенко «финансируются» Быковым. Разобравшись в ситуации, Александр Лебедь отправился в Москву к президенту и директору ФСБ. Встречи дали реальные плоды: и Петрунин, и Борисенко были сняты с должностей.

-- Означало ли это, что Быков лишился административного ресурса?

-- Увы, до конца выбить почву из-под ног криминалитета не успели. Несмотря на то что нескольких «лоббистов» Быкова сняли с должностей, во всех ведомствах еще оставались «деятельно симпатизирующие» ему люди. Те, кого сейчас принято называть «оборотнями в погонах».

Достаточно сказать, что когда было принято первое решение об аресте Быкова, ему об этом тут же стало известно. Кроме того, авторитетному предпринимателю немедленно был предоставлен «коридор» для беспрепятственного выезда за границу. За деньги отдельные работники спецслужб ответственно справились с заданием заказчика. Не случайно, занимаясь поисками Быкова, заместитель генпрокурора генерал Колесников был вынужден обращаться в Интерпол.

Все эти факты стали для меня итоговыми в принятии решения продолжить дело Александра Лебедя. Человек, на чьей совести столько преступлений, должен быть наказан по всей строгости! Страшно еще и то, что некоторые старшеклассники в своих сочинениях пишут: «Хочу быть как Быков -- богатым и самым сильным». Вывод напрашивается один: криминал придет во власть, если не продолжать борьбу.

Беседовал Андрей ДЕНИСОВ