Время новостей
     N°143, 06 августа 2003 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  06.08.2003
Денежное чтиво
Правительство взялось за депутатов, чтобы те взялись за бюджет
В год думских выборов правительство вновь решило сыграть на опережение -- как и в прошлом году, когда впервые в современной российской истории работа над бюджетом в Госдуме началась до начала осенней сессии.

Вчера вице-премьер, министр финансов Алексей Кудрин провел встречу с представителями координационного совета четырех центристских объединений Думы. Тем самым открыт процесс так называемого «нулевого» чтения бюджета, то есть рассмотрения депутатами его основных характеристик не только до официального первого чтения, но даже до утверждения правительством (кабинет министров рассмотрит проект бюджета 14 августа). Цель впервые опробованного в прошлом году нововведения -- ускорить принятие основного финансового закона страны.

Открывая встречу, г-н Кудрин объяснил, что приоритетами бюджета-2004 станет снижение налогового бремени, ненаращивание госрасходов и поддержка социальной сферы. При этом вице-премьер признал, что снижение налогов (отмена налога с продаж и снижение НДС) накладывает отпечаток на весь бюджетный процесс, поскольку регионы лишаются части своих доходов.

Отдал дань вице-премьер и предвыборному моменту. Планируемое повышение зарплат бюджетникам не ограничится текущим годом, заверил он. Будут продолжены все намеченные социальные программы, в том числе связанные с образованием.

Как и ожидалось, основной спор разгорелся между вице-премьером и депутатами (хотя парламентарии также не выказали полного единства мнений) вокруг расходных статей бюджета. При этом фракция «Единство» была наиболее лояльна к правительственному проекту.

Лидер фракции Владимир Пехтин согласился с определенными правительством бюджетными приоритетами. Однако высказался за ликвидацию избыточных функций и обязательств государства, назвав это «естественным ресурсом сокращения госрасходов». Существенных претензий к распределению бюджетных расходов представители «Единства» не высказывали. По словам замглавы фракции Владислава Резника, если и будут какие-то изменения, то незначительные: «Изменения расходных статей будет шлифовкой». Не исключено, что подшлифуют, например, статьи по финансированию гособоронзаказа, на увеличении которого на 10 млрд рублей настаивает «Единство».

Другие думские объединения отнеслись к проекту бюджета более критично. Лидер группы «Регионы России» Олег Морозов заявил после встречи, что законодатели будут спорить с правительством по приоритетам в расходах бюджета. Особенно жесткую позицию, по его словам, центристы намерены занять по недопущению срывов в выплате зарплат. С этой целью они предлагают выделить около 20 млрд рублей.

В свою очередь лидер фракции ОВР Вячеслав Володин уверен, что бюджет по-прежнему содержит резервы по финансированию расходов, связанных с накоплением в этом году профицита. Поскольку прогноз роста экономики в 2003 году уже пересмотрен с 4,3 до 5,9%, а инфляция, скорее всего, составит 12,8% вместо ожидаемых 12%, то это увеличит доходную базу следующего года. А значит, доходы можно направить на финансирование программы строительства жилья для молодых семей, на индексацию зарплат бюджетников, на финансирование развития села и увеличение размеров детских пособий, считают в ОВР.

Борцом за социальную сферу показал себя и руководитель группы «Народный депутат» Геннадий Райков. По его словам, при дальнейшем обсуждении с Минфином параметров бюджета центристы будут настаивать на восстановлении финансирования «социалки». Он пояснил, что по отдельным программам в этой сфере в следующем году предлагается сократить финансирование на 10--30%. В частности, если в текущем году на ликвидацию ветхого жилья было выделено 1,3 млрд рублей бюджетных средств, то в будущем году предлагается выделить лишь 700 млн.

Между тем не исключено, что борьба за расходы бюджета померкнет на фоне борьбы центра и регионов за налоговые доходы. Камнем преткновения станет налог с продаж, который прекратит существование с января 2004 года. Регионы теряют (налог идет только в региональные бюджеты) примерно 60 млрд рублей. В наибольшей степени пострадают Москва, Московская область и Санкт-Петербург. И хотя Минфин уверяет, что к концу будущего года все регионы смогут компенсировать свои потери, в субъектах федерации в этом отнюдь не уверены и наверняка будут лоббировать свои интересы при обсуждении бюджета. Региональные власти уверяют, что предложенные правительством компенсационные меры -- право оставлять в своих бюджетах земельный налог и акцизы с дизтоплива и ГСМ -- денег на местах не прибавят. Земельный налог собрать сложно, так как отсутствует система определения стоимости земли. Акцизы с дизтоплива собирают с нефтеперерабатывающих заводов, но не в каждом регионе подобный найдется.

Насколько эффективной в выборный год окажется тактика предварительного обсуждения основного финансового закона, сказать сложно. В прошлом году, хотя правительство и подстраховалось, нулевое чтение затянулось до конца сентября. Впрочем, если в этом году кабинет министров и Дума будут работать над проектом, что называется, в ежедневном режиме, то могут успеть завершить бюджетную эпопею в приемлемые для предвыборного года сроки. По крайней мере вторая встреча г-на Кудрина с парламентариями состоится уже сегодня.

Ирина СКЛЯРОВА