Время новостей
     N°141, 04 августа 2003 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  04.08.2003
Азиатский прорыв
Малайзия встречает Владимира Путина крупным военным контрактом
Сегодня в Малайзии президент Владимир Путин должен закрепить сенсационный прорыв на военный рынок этой страны - в Куала-Лумпуре ожидается подписание крупного контракта на поставку туда в течение пяти лет 18 российских тяжелых истребителей Су-30МКМ. Сумма сделки - под 900 млн долларов. Из азиатских стран военные самолеты такого типа закупают Китай, Индия, Вьетнам, Индонезия (последняя, правда, всего четыре штуки на 100 млн долл.). Малайзия в этом ряду становится третьим после Китая и Индии (если учитывать объемы закупок) спонсором российского военно-промышленного комплекса.

Сотрудничество с Малайзией в последние десять лет высветило массу общих проблем, без решения которых невозможно превратить ВТС в реальное подспорье для военно-экономического развития российского государства. Одна из них, и в последнее время она решается, -- конкуренция внутри России между различными военными предприятиями. Та же Малайзия, закупив в середине 90-х годов 18 российских истребителей МиГ-29СЭ на сумму 615 млн долл., изрядно намучилась с послепродажным сервисным обслуживанием. Из-за внутрироссийской конкуренции между поставщиками запчастей дело дошло до того, что малазийцы были вынуждены разбирать «МиГи» на запчасти для других машин. А ведь по международным стандартам поставки запчастей к проданной технике выполняются в течение 24--48 часов. В последний момент на уровне правительства России было принято решение о монопольном праве компании «МиГ» торговать запчастями для собственной продукции.

А вот при продвижении Су-30 на малайзийский рынок россиянами уже впервые принимались во внимание большая политика и геостратегия. К примеру, российские эксперты «подсказывают» странам региона, что, раз они закупают наши истребители, то неплохо бы им иметь еще и самолеты дальнего радиолокационного дозора, обнаружения и наведения А-50 (российский аналог АВАКСа). Раньше подобный размах Москвы казался бы абсурдным. Ну разве станут азиаты с такой готовностью закупать российскую технику? Но после американского вторжения в Ирак такое может стать реальностью, учитывая негативное отношение стран Юго-Восточной Азии к политике Вашингтона.

Общая стоимость одной боевой машины Су-30МКМ с последующим сервисным обслуживанием обойдется Малайзии в 50 млн долл. Однако в параметры создаваемого нынче в США истребителя пятого поколения (JSF) заложена экспортная стоимость в 35 млн долл. Эта машина в 2008 году начнет заменять истребители американского производства третьего и четвертого поколений, которые составляют около 50% мирового парка боевой авиации. Создать подобное самостоятельно американцам не под силу -- общая стоимость программы дотягивает до 280 млрд долл. К работе подключено 17 фирм из 12 стран мира. По этому пути хотим идти и мы, присоединив наряду с Китаем и Индией ту же Малайзию к скорейшему налаживанию серийного производства уже разработанной в России машины пятого поколения, условно называемой «перспективным авиационным комплексом».

Кроме того, ведя в течение трех лет переговоры по «Сухим» с Малайзией, Кремль совершенствовал идею передачи военного экспорта в руки Министерства обороны. По западным стандартам немыслимо, чтобы министр обороны, отвечающий за национальную безопасность, лоббировал сделку, которая в принципе идет в разрез с задачами этой самой безопасности. Но необходимо иметь в виду российскую специфику, когда государство, чтобы навести порядок, вынуждено брать под контроль все прибыльные сферы и оттеснять мафиози.

И, наконец, о пальмовом масле, без упоминания которого не обходится ни один материал о российско-малайзийских военных связях. Масло всплыло на поверхность в 1994 году, когда под эгидой тогдашнего вице-премьера Олега Сосковца подписывался «миговский контракт». Половина сделки была оплачена 1 млн тонн пальмового масла. «Никакого пальмового масла!» -- воскликнул в беседе с автором один из участников недавних переговоров в Куала-Лумпуре. По его словам, оплата за «Су» поступит живыми деньгами. Обслуживать финансовую сторону контракта поручено Внешторгбанку. Но, по другим источникам, «бартерную» тему затрагивали и в ходе майского визита в Малайзию российского министра обороны. Компромисс, судя по всему, был найден, подробности держатся в секрете. В любом случае, подписание долгожданного контракта с Малайзией -- это экзамен, успешная сдача которого важна для всей структуры военно-технического сотрудничества с зарубежными странами.

Валерий ЯРЕМЕНКО, кандидат исторических наук, полковник в отставке