Время новостей
     N°138, 30 июля 2003 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  30.07.2003
Cтавить Вагнера, петь Вагнера и Вагнера играть
Открылся фестиваль в Байрейте
Нынешним летом, когда во Франции из-за забастовок отменилось несколько фестивалей, Германия являет собой пример стабильности и надежности. Музыкальный фестиваль в Байрейте проходит в девяносто второй раз -- без накладок (еще бы, ведь билеты бронируются за семь--десять лет). Уже более пятидесяти лет Байрейтом правит Вольфганг Вагнер, внук Рихарда Вагнера, чьи сочинения только и ставят на фестивале. Собственно, фест и создан был для того, чтобы ставить Вагнера, петь Вагнера и Вагнера играть.

Нынешний фестиваль, что продлится до 28 августа, открылся новой постановкой «Летучего голландца», которым дирижировал Марк Альбрехт. Оформлял спектакль Кристиан Шмидт, а режиссером стал Клаус Гут, сорокалетний уроженец Франкфурта, изучавший в университете в равной степени философию и режиссерское искусство. Он решил, что «Голландец» -- это история о том, как люди начинают придумывать друг друга. «Голландец говорит снова и снова, что он ищет кого-нибудь, кто поверил бы в него. Он не совсем материальная фигура, скорее сумма представлений о нем», -- утверждает режиссер, прославившийся своей постановкой «Ифигения в Тавриде», сделанной в Зальцбурге два года назад.

Объявлены уже и планы следующих трех фестивалей. В 2004 году «Парсифаля» будет ставить Кристоф Шлингензиф (музыкальным руководителем постановки станет Пьер Булез). В 2005-м в Байрейте появится «Тристан и Изольда» в постановке швейцарского гуру Кристофа Марталера, а в 2006-м оперный мир вздрогнет от фантазий Ларса фон Триера на тему «Кольца Нибелунгов». Почтенный руководитель феста, выслушав на пресс-конференции возражения консерваторов по поводу приглашенных режиссеров (имелось в виду, что Марталеру и фон Триеру не приходилось работать в опере), назвал их опасения «предрассудками». Он убежден, что оперы его знаменитого предка должны идти в самых современных постановках.

Глеб МЫШКИН