Время новостей
     N°138, 30 июля 2003 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  30.07.2003
«Газпром» построит себе дорогу
К ямальским месторождениям
Правительство Ямала и Свердловская железная дорога (СвЖД) приступили к реализации совместного проекта по созданию ОАО «Ямальская железнодорожная компания» (ЯЖДК), которая должна за счет нефтяных и газодобывающих компаний развить сеть железных дорог в Ямало-Ненецком автономном округе. Как рассказал начальник СвЖД Александр Мишарин, соглашение о создании новой компании подписано на этой неделе. Уже решено, что ЯЖДК будет зарегистрирована в Новом Уренгое, а ее управляющим станет советник губернатора округа Якоб Крафт. Как и было предусмотрено на апрельском выездном заседании коллегии МПС, главной задачей компании станет достройка линии Коротчаево--Новый Уренгой--Пангоды протяженностью более 400 км. По расчетам СвЖД, данный проект потребует порядка 15 млрд руб. инвестиций, вернуть которые предполагается через 12 лет.

По словам г-на Мишарина, пока только «Газпром» изъявил желание вложить свои деньги в проект. Согласие монополиста было получено после того, как глава МПС Геннадий Фадеев доказал руководству «Газпрома», что строительство железной дороги поможет концерну снизить расходы на разработку месторождений, поскольку доставлять оборудование железнодорожным транспортом выгодно. И не исключено, что инвестиции в ЯЖДК будут внесены в бизнес-план разработки новых месторождений компании.

Очевидно, что инвестиций «Газпрома» для реализации всех идей МПС, которое намерено опутать Ямал «паутиной железных дорог», не хватит. Г-н Мишарин надеется, что скоро о своем участии объявит несколько нефтяных компаний. Напомним, что в апреле интерес к проекту проявили ЛУКОЙЛ и ЮКОС. Называть новых инвесторов начальник СвЖД пока не торопится, однако известно, что ЮКОС пока отказался участвовать в проекте. Комментируя позицию нефтяной компании, г-н Мишарин заявил, что «никакой связи с делом ЮКОСа здесь нет». По его мнению, проблема заключается в отсутствии реального механизма привлечения средств и схемы поощрения инвесторов.

Если найти дополнительных инвесторов железнодорожникам так и не удастся, проект ЯЖДК ждут большие трудности. По мнению аналитика компании «Атон» Тимербулата Каримова, «Газпрому» проект будет интересен только на начальном этапе, поскольку транспортировка сжиженного газа по железной дороге обходится в несколько раз дороже, чем по трубопроводу. Ее стоимость даже превышает затраты на строительство завода по сжижению газа с доставкой конечного продукта морским путем. На железной дороге надеются, что когда проект будет завершен, на Ямале будут активно работать предприятия нефте- и газохимической отрасли, и составы не будут простаивать без груза. Пока получается, что выиграют от появления железной дороги только местные жители, которые смогут сэкономить уже этой осенью, отдав предпочтение ей, а не авиатранспорту.

Михаил ВЬЮГИН, Екатеринбург