Время новостей
     N°136, 28 июля 2003 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  28.07.2003
Автопром спасет иностранный инвестор
Если правительство обеспечит условия
Едва вступило в действие постановление правительства о выравнивании таможенных платежей для юридических и физических лиц на подержанные иномарки от трех до семи лет, как чиновники, стараясь сгладить народный гнев, заявили, что готовы компенсировать гражданам финансовую нагрузку.

Как говорится в официальном комментарии Минэкономразвития, сделанном в день вступления нового таможенного порядка, правительство «считает необходимым провести анализ и выработать тактику реализации стратегии поддержки российской автомобильной промышленности».

Напомним, что выравнивание (т.е. повышение) таможенных платежей для юридических и физических лиц, прописанное в концепции развития отечественного автопрома до 2010 года как некий стимулирующий механизм российских производителей, для потребителей означает лишние расходы либо лишение права выбора. С 25 июля растаможка 3--7-летней иномарки в среднем обойдется на 800--900 долл. дороже.

Тем временем чиновники признают, что на качество продукции нашего автопрома выравнивание пошлин повлияет в меньшей степени. Повышение пошлин, отмечает в своем интервью ПРАЙМ-ТАСС замглавы Минэкономразвития Аркадий Дворкович, отечественные автопроизводители часто используют «исключительно для того, чтобы поднять цены и возложить свои проблемы на потребителей, а не снижать издержки и не повышать качество продукции».

Работать над качеством в правительстве собираются при помощи новой стратегии, предусматривающей «обеспечение в ближайшие три года строительства необходимых мощностей по производству автомобилей в России с участием иностранных автопроизводителей». Эта ориентированная на потребителя стратегия, по словам Дворковича, «позволит через три-четыре года иметь достаточно серьезный объем производства качественных автомобилей внутри страны с тем, чтобы через 5--7 лет подержанные иномарки, произведенные в России, по ценам стали доступны для подавляющего большинства населения».

Однако расплывчатое заявление МЭРТ выглядит не более чем очередным обещанием. Пока непонятно, каким образом чиновники собираются организовывать массовое производство отечественных авто совместно с иностранцами. Очевидно, что речь идет не о финансовой поддержке.

В создании же приемлемых условий для прихода иностранных инвесторов, которые, по мнению наблюдателей, только и способны вдохнуть жизнь в отечественный автопром, в правительстве не преуспели.

Унификация пошлин, бесспорно, шаг навстречу иностранцам, планирующим организовать производство в России, поскольку убирает с их пути подержанные авто -- основные конкуренты машин более позднего выпуска (зачастую той же марки). Однако одних только пошлин, что признают как отечественные производители, так и иностранцы, работающие в России, явно недостаточно. Одно из основных препятствий для организации сборочного СП в России с участием иностранного производителя -- это административные барьеры. Сейчас, чтобы получить разрешение на строительство, сетует знакомый с ситуацией представитель российского автопрома, необходимо согласовать всю техническую документацию с 12 ведомствами. В лучшем случае эта процедура длится три месяца. Сюда же можно отнести и неисчислимое количество проверок, особенно в первый год работы предприятия.

Предложения упростить процесс, внеся поправки в градостроительный кодекс и сделав процедуру «одного окна» (всей регистрацией ведает одно ведомство), и парламентариями, и правительством до сих пор игнорируются.

Призванные облегчать работу иностранных автопроизводителей в России постановление правительства №413 и указ президента №135 о режиме таможенного склада (возможность беспошлинно ввозить комплектующие для производства в течение срока окупаемости проекта, т.е. пять лет), по признанию самих участников, не работают.

Во-первых, сама процедура получения льгот, предполагающая согласование инвестиционного проекта с правительством, весьма трудоемка из-за бюрократической волокиты. К тому же не удается добиться сокращения документов для получения льгот. Между тем, по подсчетам экспертов, эта мера позволяет снизить цену иностранной модели для россиян на 12%.

Во-вторых, льготы даются при условии локализации 50% производства в России по истечении пяти лет. С одной стороны, логика понятна -- локализация стимулирует иностранных производителей закупать для своих машин компоненты отечественного производства. Однако закупать иностранцам, как выясняется, нечего -- рынок автокомпонентов в России не сложился, а их качество далеко от европейских стандартов.

О намерениях развития рынка автокомпонентов в правительстве уже заявляли, но пока результатов не видно. К примеру, чтобы организовать собственное производство и получить льготы на срок окупаемости, необходимо проинвестировать в проект 1,5 млрд руб., что по силам только автосборщикам, отмечает собеседник газеты. 50 млн долл. ни один проект по выпуску компонентов не стоит, максимум 3--5 млн долларов.

Яна ВИКТОРОВА