Время новостей
     N°134, 24 июля 2003 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  24.07.2003
Россия научит шведов фитнесу
Ирина Разумова возвращается на шведский рынок
Известная российская сеть фитнес-клубов «Планета Фитнес» планирует открыть клуб в Швеции. Учитывая то, что российская фитнес-индустрия находится в зачаточном состоянии, появление российской марки за рубежом весьма любопытно. О выходе сети на мировой рынок и развитии фитнеса в России корреспонденту газеты «Время новостей» Екатерине САШЕНКО рассказала президент «Планеты Фитнес» Ирина РАЗУМОВА.

Ирина Разумова знает шведский рынок не понаслышке: после окончания МГУ она десять лет прожила в Стокгольме. В Россию она вернулась в 1986 году, а в конце 1989-го по ее инициативе в Санкт-Петербурге было создано совместное российско-шведское СП с участием World Class, и в ноябре 1990 года в Санкт-Петербурге открылся первый в России фитнес-центр. После этого появились инвесторы (в частности, Владимир Слуцкер, в то время председатель совета директоров инвесткомпании «Группа Финвест»), заинтересованные в открытии фитнес-центров и в Москве. В декабре 1992 года World Class International открывает клуб на Житной, а генеральным директором World Class Москва стала Ирина Разумова. В начале 1997 года она получила предложение о сотрудничестве от основателей крупнейшей в мире сети фитнес-клубов «24 hours fitness» и покинула World Class, сохранив за собой клубы сети в Санкт-Петербурге. Весной 1998 года был открыт первый клуб под маркой «Планета Фитнес» в Москве, и за пять лет сеть выросла до 15 клубов. Обороты компании г-жа Разумова не раскрывает.

-- Как в Швеции восприняли новость об открытии российского фитнес-клуба?

-- На шведском рынке жесткая конкуренция. Скажем, на улице, где мы открываемся, давно действуют три очень известных клуба. Уже сейчас у стокгольмцев наш клуб вызывает огромный интерес -- ведь мы ставим на первую страницу нашей рекламы «Сделано в России». Раньше на Западе бытовало представление о том, что в России «с сервисом просто беда». А ведь мы работаем в области сервиса. Поэтому шведов, конечно, шокирует, что появляется российская фитнес-компания. В Швеции на этом рынке только скандинавы.

-- Ваш клуб в Швеции будет чем-нибудь отличаться от российских?

-- Мы планируем открыться в марте 2004 года. Нашу работу там даже нельзя сравнить с тем, что делаем здесь. Там все значительно легче, поскольку мы сразу перескакиваем через очень многие подготовительные этапы, которые не обойти в России. Им не надо рассказывать, что такое фитнес-центр. Все эти процедуры, которые в России занимают очень много времени, в Швеции сводятся к заполнению заранее составленных анкет, которые отправляются по почте. Мне как управленцу это не только облегчает жизнь, но, более того, даже доставляет, не побоюсь этого слова, «кайф» -- я наконец-то начинаю заниматься фитнесом, а не бюрократическими процедурами.

-- Чем вы собираетесь удивить шведов?

-- Клуб в Швеции -- это 2,2 тыс. кв. м на уровне улицы и 780 кв. м -- полуподвальное помещение. Соответственно, там будут представлены все виды фитнеса и даже бассейн метров 20. И я полагаю, что в цене мы «упадем» на 20--30% по сравнению с местными клубами. Для экономных шведов это весомый аргумент. Мы предложим несколько иной продукт, чем у конкурентов. Если зайти в шведский клуб и спросить, сколько стоит членство, говорят: «Вот сейчас есть летнее предложение, вы можете купить членство на месяц за 368 крон». Это очень доступная цена -- около 30 долларов. Замечательно, спрашиваем, а что входит в это членство? И выясняется, что ничего, кроме как разрешение зайти в клуб, после чего каждый предоставлен сам себе. А дороже всего в клубе стоит хороший персонал. Если вы зайдете в наш тренажерный зал, то увидите инструкторов в серой форме и в красной форме. В красной -- дежурные инструкторы, в серой -- персональные тренеры. Вам необязательно покупать персональную тренировку. Если вы не справляетесь, можете подойти к любому «красному» тренеру и попросить помощь. В Швеции, например, такого нет. Если предложить полное московское расписание групповых занятий клуба "Планеты Фитнес" в Швеции, то цены на членство в этом клубе должны быть раз в пять дороже, чем в любом даже в самом дорогом московском.

-- Вы предлагаете шведам более низкие цены, а получат ли когда-нибудь доступный фитнес россияне?

-- «Планета Фитнес» всегда работала со средним классом. И мы первые, еще в 1999 году, предложили годовой абонемент за 365 долларов в год в клубе на Варшавском шоссе. Идея «доллар в день» пошла в массы -- подобные предложения сейчас есть у многих клубов в Москве. Но заявленные цены -- то есть то, что вы читаете в прайс-листе, -- отличаются от цены, за которую вы можете реально купить членство. Наша задача -- соответствовать самым разным потребителям, и поэтому у нас есть разные категории клубов. И если смотреть по категориям, то цены у нас уже не уменьшаются. "Меньше" по соотношению "цена -- качество" в нашем случае -- это уже только бесплатно. Так что «в лоб» цену смотреть нельзя. Например, нами были введены такие понятия, как членство соло, дуэт, трио (то, что впоследствии другие фитнес-клубы назвали «корпоративным членством»). То есть если вы приходите вдвоем, то для вас двоих цена будет ниже, чем для одного. Сейчас мы открываем клуб в Самаре. Там у нас базовое членство стоит вообще 250 у.е. в период предпродаж до открытия клуба и 365 у.е. после открытия клуба.

-- От чего зависит такая цена?

-- От стоимости аренды и стратегии компании. Если вы хотите вложить 500 тысяч и получить через год миллион, то у вас будут очень высокие цены. Если вы хотите развивать сеть клубов и предоставлять людям более льготные условия, возврат инвестиций займет более длительное время, но зато это сможет обеспечить более низкие цены.

-- В Самаре вы открываете свой первый франчайзинговый клуб. Кто стал инициатором?

-- Желающих получить нашу франшизу много. Выбрать партнера непросто, поскольку для России это новое явление, и рычагов реального контроля за качеством очень мало. У нас ведь совсем недавно сформировалось законодательство вокруг лицензионных договоров и защиты торговых знаков. Например, открылся франчайзинговый объект во Владивостоке, а потом -- скажем, через год -- клуб перестает соответствовать стандартам «Планеты Фитнес» или изменилась тактика партнера... Наш самарский партнер -- «Волгабурмаш», крупнейшее предприятие по производству буровых установок для добычи нефти и газа, -- имеет и другие направления бизнеса, строил клуб с нуля в течение двух лет. По франчайзингу мы будем делать проект в Алма-Ате. Думаю, что уже к началу следующего года он будет готов.

-- А в Москве еще появятся клубы в спальных районах с членством за 365 долл.?

-- Да, мы сейчас строим шесть клубов.

-- А где?

-- Это секрет. Строится на самом деле даже больше. Два откроются до конца этого года. Остальные -- в первом в полугодии 2004 года.

Вообще, работа в фитнес-клубе -- это не просто работа в помещении, где стоят тренажеры. Не каждая компания сегодня владеет технологиями своего собственного «размножения». Есть компании, называющие себя «сетью», но работающие реально только в Москве. Мы работаем в разных регионах и странах. У нас только в Санкт-Петербурге шесть клубов. Мы работаем в Киеве, Самаре, строим сейчас клуб в Стокгольме, работаем в Алма-Ате, в Минске мы открываем клуб в октябре.

-- На рынке фитнеса сильная конкуренция?

-- Спрос значительно превышает предложение. И о конкуренции пока говорить рано и даже смешно. В Швеции, например, 1,5 тыс. фитнес-клубов, из 8-миллионного населения около 1,2 млн занимаются фитнесом. В Германии в 2000 году было порядка 6,5 тыс. фитнес-клубов. В России же по большому счету ничего еще не произошло. И даже несмотря на то, что наша компания лидирует по количеству клубов, все равно это капля в море.

-- Не возникало ли у вас желания объединить усилия участников рынка для пропаганды фитнеса?

-- Да, это было бы очень правильно. "Планета Фитнес" активно работает с программой оздоровления населения с тем, чтобы сделать фитнес доступным всем. 27 июня я выступала на заседании совета по спорту при президенте России, где детально изложила свою программу. После доклада мне задали вопрос: а что, собственно говоря, мешает мне открыть массу клубов? Много чего мешает. Отсутствие законодательной базы, каких-то давно уже существующих в других странах льгот, связанных с предоставлением услуг. Вот просвещение, медицинское обслуживание освобождены от НДС, а профилактическое лечение и оздоровление людей -- нет... На фитнес у нас смотрят как на некую «эксклюзивную фишку, доступную только стильной тусовке». Нам мешает отсутствие законодательной базы и имидж фитнес-бизнеса в целом. Когда я прихожу и говорю арендодателю: «Да, нам нравится это помещение, мы бы здесь хотели открыть фитнес-клуб», -- это производит на него примерно такое же впечатление, как будто я собираюсь открыть казино. Мне сразу говорят: арендная ставка 600 долл. за квадратный метр в год без отделки. Если я хочу открыть объект в Бутове, то площадь там никак не может стоить 500 долл. плюс НДС за квадратный метр аренды в год.

-- А сколько стоит аренда в Швеции?

-- В Стокгольме -- от 1200 до 1500 шведских крон за квадратный метр. Это около 100 долл. И это в центре города. Там иные цены на недвижимость. Если в России можно за 200 тыс. долл. купить участок в хорошем направлении, то там за эти деньги можно купить остров в архипелаге с домом со всеми удобствами.

-- Во сколько обходится открытие фитнес-клуба в Швеции и в России?

-- Фитнес-клуб в Швеции под ключ с оборудованием будет стоить 700--800 тыс. долл. А в России можно смело умножать на два.

-- А в Швеции еще будете открывать клубы?

-- Да. У нас там будет три клуба. Считаем, что в экономическом плане это оптимальное количество. Да и потом это наша профессия -- открывать фитнес-клубы, поэтому посмотрим, как пойдет работа в Швеции. Может быть, откроем в результате не три, а тридцать три клуба.

-- А почему в качестве бизнеса вы выбрали фитнес?

-- Я выбрала не просто фитнес-бизнес. Я выбрала его как возможность поделиться чем-то очень ценным. Это не пафос. Результаты нашей работы видны сразу, как и в ресторане. Повар вкусно приготовил, клиент поел -- и у него сразу выражение лица поменялось. Так и в фитнесе. Люди приходят усталые, а после разминок и бассейна они выходят совершенно умиротворенные. С этим настроением они идут на работу, где общаются с коллегами. Возникает, я бы сказала, положительная эмоциональная цепная реакция.

Когда я приехала после десятилетнего отсутствия в Москву из Стокгольма и решила посетить фитнес-клуб, меня спросили: «А что это»? Вот и пришлось открыть клуб самой, чтобы было понятно, о чем речь.

Беседовала Екатерина САШЕНКО