Время новостей
     N°132, 22 июля 2003 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  22.07.2003
По себестоимости не получилось
МПС требует вернуть деньги, вложенные в строительство Бурейской ГЭС
Железнодорожники, похоже, смирились с тем, что на Дальнем Востоке придется платить за электричество по полной стоимости, а не как планировалось в 2000 году -- по себестоимости в счет погашения задолженности Бурейской ГЭС перед министерством. В пояснительной записке к заседанию совета директоров РАО «ЕЭС России» записано, что первый замминистра МПС Владимир Якунин направил зампреду правления энергохолдинга письмо с предложением погасить задолженность с процентами на общую сумму 2,57 млрд руб. Если энергохолдинг не пойдет на это, то нельзя исключать, что МПС обратится в суд, и тогда придется весь долг возвращать в следующем году. Энергетикам и железнодорожникам удалось договориться о том, что окончательно стороны рассчитаются к середине 2009 года, при этом сумма основного долга будет выплачиваться лишь в последние три года. Правда, на разнице курса доллара РАО потеряет 99 млн руб.

Строительство Бурейской ГЭС, запущенной 30 июня, активизировалось в начале 2000 года. Тогда интерес к электростанции проявило МПС (возглавляемое в ту пору Николаем Аксененко), оно было недовольно высокими тарифами на Дальнем Востоке (так как там преобладают угольные электростанции). Строительство ГЭС обещало «наполнить» вечно замерзающий регион дешевым электричеством. Железнодорожники же 28 февраля 2000 года сумели заключить с РАО соглашение по финансированию строительства электростанции, схема которого в упрощенном варианте выглядела бы так: инвестиции в обмен на электроэнергию по себестоимости. В связи с тем что большинство угольных разрезов находится именно в Сибири и на Дальнем Востоке и угольное производство растет, соглашение сулило МПС существенную выгоду от перевозок этого топлива. Однако буквально год спустя новый министр путей сообщения Геннадий Фадеев, равно как и правительство, признал, что строительство Бурейской ГЭС для железнодорожников является непрофильной деятельностью, и финансирование строительства было прекращено. Но МПС успело профинансировать стройку, а теперь, два года спустя, решило вернуть вложенные средства.

История вопроса в изложении РАО «ЕЭС России» выглядит следующим образом. Схема финансирования была такой: кредит на сумму 1,471 млрд руб. для ОАО «Бурейская ГЭС» выделял Транскредитбанк, поручителем выступало МПС, обеспечение кредита -- векселя электростанции на сумму 1,565 млрд руб., авалированные РАО «ЕЭС России» со сроком погашения с августа 2007 года по февраль 2013 года, которые сразу же были переданы в залог железнодорожному министерству. МПС погасило задолженность ГЭС перед Транскредитбанком и теперь требует погашения векселей и процентов из расчета 12% годовых.

В соглашении отмечается, что в случае возврата долга железнодорожникам денежными средствами «сумма средств к возврату определяется путем пересчета в рублевый эквивалент зафиксированной в долларах задолженности», сверенной 1 июня этого года. Она составляет 1,471 млрд руб., или 57,7 млн долл. по курсу 2000 года. По нынешнему курсу возвращать придется 1,57 млрд руб. плюс проценты на сумму 880 млн руб. Совету директоров РАО теперь предлагается предоставить вексельное поручительство по векселям Бурейской ГЭС на сумму 2,449 млрд руб. Платежи МПС предполагается начать перечислять МПС уже в декабре этого года: сначала 99 млн руб. разницы курса доллара, с 2004 по 2006 год -- по 176,6 млн руб. в год процентов, а с 2007 по 2009 год -- основной долг и проценты, начисленные на оставшуюся сумму.

В РАО полагают, что в любом случае взятый кредит энергохолдингу был весьма выгоден: «Привлечение ОАО «Бурейская ГЭС» средств аналогичных параметров (срок шесть лет, ставка 12%, выплата процентов один раз в год, погашение кредита равными долями в течение последних трех лет) на открытом рынке не представляется возможным».

Начальник пресс-службы МПС Анатолий Яковлев вчера заявил газете «Время новостей», что ему ничего не известно о том, что министерство намерено взыскать вложенные в строительство Бурейской ГЭС средства.

Николай ГОРЕЛОВ