Время новостей
     N°131, 21 июля 2003 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  21.07.2003
Дивану в России изменяют только с удочкой
Социологи выяснили особенности национального времяпрепровождения
У любителей проводить все выходные и праздники на диване появился весомый аргумент в свою защиту -- теперь в дебатах со сторонниками активного образа жизни можно подчеркнуть, что такое времяпрепровождение предпочитает большинство европейцев. И сослаться на авторитетное социологическое исследование, проведенное недавно по заказу американской Wall Street Journal институтом GfK Ad Hoc Research Worldwide. Социологи, которые в разгар сезона отпусков решили поинтересоваться мнением европейцев о том, как лучше проводить свободное время, опросили около 22 тысяч респондентов в 21 стране. И выяснили, что лишь жители Великобритании считают наилучшим видом пассивного отдыха прогулки на свежем воздухе. Все остальные европейцы сошлись во мнении о том, что достойной альтернативы дивану с книжкой или телевизором человечество еще не придумало.

Впрочем, когда обстоятельства все же заставляют европейцев оторваться от любимого времяпрепровождения, общеконтинентальное единство тут же дает трещину. В отдыхе, который принято считать активным, у каждой нации Европы имеются собственные предпочтения. Так, например, неторопливые финны, оказывается, предпочитают фитнес и занятия спортом (55% опрошенных граждан Финляндии именно так проводят свободное время). На втором месте по спортивности стоят швейцарцы, но в целом на континенте, как установили социологи, люди предпочитают игнорировать пропаганду здорового образа жизни, если под таковым подразумевается именно спорт. Даже созерцание спортивных соревнований, как выяснилось, не доставляет европейцам радости, если ради этого требуется идти на стадион. Наибольшее количество истинных поклонников спорта живет в Швеции и Чехии, меньше всего их в России, Франции и Венгрии.

Зато в Европе популярным развлечением считается так называемый выход в город -- под этим, как правило, подразумевается непродолжительная прогулка, которая должна завершиться хорошим ужином в ресторане. Главными любителями такого вида отдыха социологи считают молодых британцев, голландцев и шведов, а греки, итальянцы и испанцы, как выяснилось, предпочитают ограничить «программу отдыха» только рестораном. Испанцы оказались и главными любителями кинематографа. Почти половина (47%) респондентов из этой страны сообщили, что в свободное время стараются посещать кинотеатры. А вот концерты и спектакли у европейцев (за исключением датчан, бельгийцев и шведов) большого энтузиазма не вызывают.

Зато на европейском континенте обнаружилось огромное количество садоводов и огородников. Но лидерами в этом занятии оказались вовсе не российские дачники -- больше всего любителей проводить время за обустройством дома и сада живет в Румынии, Австрии и Швеции.

В то же время социологи отечественной компании ROMIR Monitoring установили, какое хобби может претендовать на статус «национального развлечения» в нашей стране. Если среди женщин самым популярным занятием в свободное время считается рукоделие (так ответили 22% респонденток), то мужчины предпочитают многократно описанный в книгах и телефильмах комплекс мероприятий под условным названием «рыбалка и охота». В тяге к этому занятию социологам признались 21% российских мужчин. Естественно, любителей животных, путешественников и всякого рода коллекционеров в нашей стране оказалось гораздо меньше.

Олег ВОЛКОВ