Время новостей
     N°131, 21 июля 2003 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  21.07.2003
Малая авария
На авиасалоне разбилось речное судно
Авария на Российском салоне малой авиации (РОСМА), который в выходные состоялся в Нижнем Новгороде, случилась еще до начала демонстрационных полетов. В субботу на Волге перевернулся экраноплан «Волга-2». Погибших нет, но два тяжелораненых пассажира госпитализированы.

В дни салона экраноплан использовали для увеселительно-коммерческих заездов по реке в центре Нижнего Новгорода. За 180 рублей любой желающий мог насладиться 15 минутами полета над водой со скоростью 100 км/час. Авария произошла на второй день работы аттракциона, около пяти часов вечера. По неофициальной версии, усталый и проголодавшийся капитан слишком спешил вернуться из последнего рейса. Машина столкнулась с другим быстроходным (хотя и не таким быстрым, как «Волга-2») судном -- пассажирской «Кометой». От удара экраноплан перевернулся, но не затонул. В начале шестого часа вечера корреспондент газеты «Время новостей» наблюдал, как обычные буксиры тянули чудо-аппарат с середины Волги к берегу.

«Волга-2» не самолет, но эта уникальная машина тоже летает. На высоте 30 см над любой ровной поверхностью: водой, землей, снегом или льдом. Изготовили экраноплан на нижегородском авиазаводе «Сокол» -- одном из основных спонсоров РОСМА. Аварийная машина имеет серийный номер 08. Причем это единственный экземпляр, оставшийся сейчас в распоряжении завода. Как рассказал корреспонденту газеты «Время новостей» замначальника отдела маркетинга ОАО «Нижегородский авиастроительный завод «Сокол» Владимир Метелкин, первые семь серийных «Волг-2», которые начали выпускать с 2002 года, уже распроданы, причем в основном на экспорт -- от США до Китая.

В день накануне аварии корреспонденту газеты посчастливилось лично опробовать катер-амфибию на динамической воздушной подушке (так «Волга-2» классифицируется официально). Ощущения необычные, но в целом приятные. В капсулообразном корпусе экраноплана помещаются девять человек. Два-три из них -- члены экипажа, остальные -- пассажиры. В момент разгона и отрыва аппарата от воды брызги заливают окна почти до потери видимости, как у автомобиля при проливном дожде. Зато потом окна проясняются, экраноплан идет очень ровно и стремительно, только улетают назад встречные волжские баржи. Сотрудники «Сокола» особенно подчеркивают, что нет никаких специальных квалификационных ограничений на управление «Волгой-2». Требуется только свидетельство водителя скоростных речных судов. Очевидно, предполагается, что судоводитель такого уровня знает о необходимости избегать столкновений с посторонними твердыми предметами.

Сам по себе РОСМА поразил разнообразием мини-самолетов, которые, оказывается, делают и продают в разных концах России. «Звездой» салона оказался крупный для этого класса шести-семиместный самолет М-101Т, выпускаемый тем же заводом «Сокол». Это единственная машина из выставленных, доведенная до стадии серийного производства.

Другая неожиданная особенность РОСМА -- крайняя скупость рекламы мероприятия и отсутствие интереса со стороны официальных лиц. «На открытии будет Кириенко», -- обещали организаторы. В последний момент, правда, оказалось, что имелся в виду не полпред президента в Приволжском федеральном округе Сергей Кириенко, а первый замгубернатора Нижегородской области Владимир Кириенко. Но и он не пришел. В отсутствие также обещанных главы Государственной службы гражданской авиации (ГСГА) Александра Нерадько и гендиректора Госкорпорации по организации воздушного движения Бориса Кушнерука главным «гостем из центра» на открытии стал замглавы департамента госрегулирования организации воздушного движения ГСГА Леонид Щербаков. Репортеры местных телеканалов рвали его друг у друга из рук. Владимир Забава, президент Объединенной федерации сверхлегкой авиации России, интересовался, когда федеральные власти отменят законодательные ограничения, душащие эту самую сверхлегкую авиацию в зародыше. Оказывается, согласно формулировкам Воздушного кодекса России, малые воздушные суда не могут использоваться за плату и по найму. Поэтому, привел пример гендиректор ассоциации «Большая Волга» Валентин Родионов, тольяттинская авиакомпания «Приоритет» вынуждена летать на сельхозработы так филигранно, чтобы только заработать на покрытие своих затрат, и ни копейки сверху. Этот результат тем более вызывает уважение, что, по свидетельству генерального директора АО «Нижегородская ярмарка» (еще одного ключевого спонсора РОСМА) Валерия Барулина, в прошлом году объем авиационных сельхозработ в области в три раза превысил план.

Корреспонденту газеты «Время новостей» Леонид Щербаков пояснил по этому поводу, что все дело в разнице нашей, еще советской, культуры управления воздушным движением и западной. У нас для пилота наземный диспетчер -- непререкаемый командир, а у них -- советчик. После терактов 11 сентября 2001 года, думает г-н Щербаков, на Западе механизм управления частными полетами ужесточается, а у нас должен становиться более гибким. Где-то посередине и произойдет встреча двух великих авиационных культур. Где именно, говорить пока рано.

Общий настрой нижегородского малого авиасалона сформулировал Валентин Родионов: «Человек всегда рвался в небо не только для того, чтобы, да простит меня Всевышний, отдать богу душу, но и чтобы получить удовольствие. Да здравствует человек, который хочет летать! Да здравствует Россия, которая все же расправит крылья!»

Михаил КУКУШКИН, Нижний Новгород