Время новостей
     N°128, 16 июля 2003 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  16.07.2003
За новую родину
Недооцененная дома россиянка прославляет Австралию
Во второй день чемпионата мира по водным видам спорта в Барселоне сборная России осталась без медалей. В соревнованиях прыгуний на метровом трамплине Наталья Умыскова не смогла пробиться в финал. На вопрос, не считает ли спортсменка необъективным судейство (эта тема все чаще поднимается по ходу крупных турниров, так как зачастую соревнования прыгунов судят любители-дилетанты), Наталья ответила, что ее выступление оценили справедливо. И добавила, что ей самой необходимо было собраться, отпрыгать как следует в полуфинале и показать все, что могла. Только так в компании сильнейших спортсменок можно было рассчитывать на попадание в тройку.

А между тем победу в этом виде прыжковой программы праздновала уроженка Свердловска, ныне член сборной команды Австралии Ирина Лашко. Самое удивительное, что перед началом состязаний на Ирину мало кто ставил. Возраст 29 лет да еще вынужденный перерыв, когда спортсменка не могла выступать за сборную Зеленого континента. В победители соревнований прочили канадку Блит Хартли. И действительно, она лидировала после четвертого прыжка. Но дальше события развернулись по драматическому для канадки сценарию. Все решил последний, пятый прыжок. Канадка и следовавшая за ней немка Конни Шмальфусс не справились с нервами и упустили шанс. Правда, немка так и осталась на второй строчке финального протокола. Первую неожиданно для всех заняла Ирина Лашко. Она идеально выполнила концовку программы и завоевала золотую медаль, набрав в итоге 299,97 балла.

После того как на табло зажглась ее фамилия, Ирина разрыдалась. И в этих слезах, пожалуй, было все -- обида на то, что в сборной России для нее не нашлось места, что по этой причине она вынуждена была пропустить сиднейскую Олимпиаду, что потом пришлось убеждать других и себя, что главные победы еще впереди. И вот мечта сбылась -- Лашко вернулась и завоевала медаль для новой родины. Остается только сожалеть, что Ирина, участница трех Олимпиад -- в Сеуле, в Барселоне и Атланте, двукратный серебряный призер Игр, теперь выступает под австралийским флагом. Хотя она никогда не хотела и не думала выступать за другую страну, но обстоятельства вынудили спортсменку пойти на это.

Незадолго до Сиднея в программу Олимпиад был включен новый вид -- синхронные прыжки. Все бы ничего, но Международная федерация поставила условие, что с индивидуальными программами могут выступать только те спортсменки, которые заявлены в дуэте. Руководство Российской федерации прыжков в воду предпочло «рубахе-парню» Ирине Лашко, как ее называли в сборной, примерную Веру Ильину, которая была моложе коллеги по сборной. К тому же девушек нельзя было назвать подругами. Ильина больше ладила с Юлией Пахалиной, с которой позже они и составили синхронный дуэт.

Лашко оказалась не у дел. И, помнится, в то время все происходящее с ней расценивала как катастрофу. Четыре года ждать Олимпийских игр и вдруг остаться «за бортом». Была еще маленькая надежда на Австралию. На тот момент Ирина имела контракт с одним из спортивных клубов в Мельбурне, потому как на стипендию от Олимпийского комитета России прожить никак не могла (Ирина одна воспитывала дочь и помогала маме-пенсионерке). Правда, вскоре прыгунья вышла замуж за австралийского миллионера Кэрола Феза и теоретически имела возможность предпринять решительные шаги, но почему-то откладывала их до последнего момента. А когда решилась, российская сторона запросила за ее переход 300 тысяч австралийских долларов. Ирина тогда прокомментировала ситуацию: «Я не против того, что за переходы спортсменов нужно платить. Но не думаю, что наша федерация вложила в мою подготовку такие деньги». В итоге Лашко вынуждена была забыть об Играх, запастись терпением и ждать.

Мало кто верил, что Ирина сможет вернуться в большой спорт. Но характер этой спортсменки всегда вызывал восхищение. Ее часто сравнивали с Саутиным -- железные спортсмены. Помню, как-то спросила у прыгуньи, чего ей не хватило до «золота» Олимпиад. «Чего? -- переспросила она. -- Пустяка. Железа в нервах».

Ольга ЕРМОЛИНА