Время новостей
     N°127, 15 июля 2003 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  15.07.2003
Военно-бюджетный пасьянс
Расходы на оборону в следующем году будут увеличены на 12 процентов
Расходы на оборону в проекте бюджета 2004 года возрастут на 46,94 млрд руб. и составят 391 млрд руб., или 2,6% к ВВП. Эти цифры вчера обнародовал Минфин. Доля финансирования осталась такой же, как и в прошлом году. Однако рост самого бюджета дал существенную прибавку в статью «Национальная оборона». Как пояснил источник газеты «Время новостей» в Минфине, рост бюджетных назначений на национальную оборону соответствует планам Совета безопасности от 11 августа 2000 года, однако приоритет будет вынужденно отдан социальной сфере.

Дело в том, что идет процесс повышения денежного довольствия военных к 2005 году в 1,4 раза по сравнению с 2000 годом. В следующем году денежное довольствие военных планируется увеличить на 11%. Предполагается, что заданные параметры военного бюджета полностью обеспечат эти выплаты, а также повышение заработной платы гражданского персонала вооруженных сил и индексацию основных материальных затрат в соответствии с инфляцией.

Устранение дисбаланса между расходами на содержание армии и ее оснащение в будущем году, по всей видимости, не произойдет. Сохранится соотношение 60 на 40 в пользу содержания. Тому есть несколько причин. Этим летом, как заявил первый заместитель начальника Генерального штаба Юрий Балуевский, выполнена задача сокращения вооруженных сил. Следовательно, уменьшились средства, высвобождаемые за счет сокращения численности армии. Вместе с тем увеличились расходы на многочисленные выплаты увольняемым, обеспечение их, как требует закон, жильем.

Рост расходов предусмотрен и по разделу «Военная реформа» -- до 17,3 млрд руб. Из них 8,6 млрд пойдут на федеральную целевую программу перехода к комплектованию по контракту.

Приведенные цифры не окончательные, поскольку еще далеко не завершена обычная для этого времени «война» за оборонную часть бюджета между военным ведомством и Министерством финансов.

Ситуацию с военным бюджетом-2004 газете "Время новостей" прокомментировал аудитор Счетной палаты Александр ПИСКУНОВ:

-- Из проблемных вопросов бюджета следующего года я бы выделил финансовое обеспечение государственной программы вооружений. Правительство брало на себя обязательство компенсировать недофинансирование этого года в бюджете будущего. Скорее всего, кабинет не сможет выполнить обещанное в полной мере. Это потребует пересмотра приоритетов и сроков выполнения программы вооружений. Проблема обострена еще и потому, что идет реформирование ОПК.

Надо заставить эффективно работать источники средств, связанные с продажей оружия, реализацией интеллектуальной собственности, созданной за счет гособоронзаказа, активнее внедрять современные методы бюджетирования и контрактации. По оценкам Минэкономразвития, их внедрение дает эффект до 30%. Еще один источник -- реализация устаревшей техники и в счет этого заказы новой. В этом году Минобороны предоставлено такое право. Судить о результатах пока трудно. Кстати, проданную технику промышленность имела право доводить до кондиции и тоже реализовывать в сфере военно-технического сотрудничества.

Принципиальный вопрос не только жилищной политики, но и военной реформы -- жилье для офицеров и прапорщиков. В последние годы приоритет отдавали увольняемым и уволенным офицерам. Это привело к тому, что накопилось значительное количество людей, которые потеряли связь с вооруженными силами, но продолжают жить в военных городках. Выпускников военных институтов селить некуда. Многие из них увольняются, не прослужив и пяти лет. Потери измеряются многими миллиардами рублей.

В бюджете предусмотрены целевые ассигнования на жилье для солдат и сержантов, есть программа государственных жилищных сертификатов для увольняемых и уволенных, активно идет формирование накопительной системы, которая сработает только к 2015 году, но отсутствует какая-либо программа по формированию фонда служебного жилья для тех, кто сегодня реально обеспечивает обороноспособность страны. Положение усугубляется тем, что от 20 до 40% жилья, которое строит Министерство обороны, забирают муниципальные органы. Минобороны содержит у себя на балансе более 776 тыс. квартир, из которых только треть имеет отношение к вооруженным силам. А служебное жилье составляет лишь 5% от этого числа.

Николай ПОРОСКОВ