Время новостей
     N°125, 11 июля 2003 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  11.07.2003
Игры в песочнице
Открылся летний Форум художественных инициатив
Если одним словом охарактеризовать традиционный летний Форум художественных инициатив, организуемый комитетом по культуре города Москвы, то слово это -- инфантилизм. «Арт-Манеж» ушиблен коммерцией. «Арт-Москва» -- интеграцией в мейнстрим Contemporary Art. По сравнению с ними проводимый под кураторством Георгия Никича Форум художественных инициатив -- это такой «юмор в коротких штанишках», пляжный волейбол. Середина лета. Жара. Расслабуха. Думать лень. На подвиги не тянет. Хочется просто покуражиться и оттянуться. Вот и оттягиваемся...

Тема нынешнего форума -- «Разведка искусством». Смысл, вложенный кураторами в название, так восхитительно необязателен и легковесен, что, право же, стоит изложить эту концептуальную часть, сохраняя, что называется, пунктуацию и орфографию оригинала: «Что может разведчик? Описать местность и ситуацию, найти и завербовать верных людей, или же -- совершить диверсию... То-же и художник -- также как разведчик он передает в «центр» полученную информацию или «рапорт» о проделанной работе, и уже другим судить, что именно и во имя чего было создано и содеяно. Об этом знают кураторы и организаторы проекта -- а зрители могут догадаться».

Белиберда и ахинея -- это тоже, знаете ли, свои жанры. Если в них есть толика спасительного юмора, то шоу превращается в капустник. Вот и проекты форума втиснулись куда-то между КВН, «Смехопанорамой» и студенческим workshop художественного училища. Каждый второй пестует и угловато-виновато «кажет миру» свою маленькую, робонькую, недодуманную, недоформулированную, по-детски неуклюжую и по-отрочески амбициозную «мыслишку». И иллюстрирует ее чем-то похожим на школьную стенгазету с криво-косо наклеенными фотками. Вот пример такого щенячьего инфантилизма: network Олега Ковалова «Смотри в оба». На простыне -- фотки прохожих, снятые мыльницей, и текстовочка: «Помните, как Вы играли во дворе в детстве? Кто беспокоился о Вас? Кто обеспечивал Вашу безопасность?.. Конечно, Бабушки!.. Вы думаете, что Вы выросли, а Бабушки остались во дворе? Вы действительно так думаете?! Нет! Бабушки везде!.. Зачем Вы смотрите в глаза каждому встречному? Зачем каждый встречный смотрит в Ваши глаза? Сами того не замечая, Вы обмениваетесь опознавательными сигналами Свой-Чужой! Вы ищете бабушек! В Вас ищут Бабушку!» Ну и так далее... Неловко, право, продолжать. Иным художникам форума сперва бы из памперсов вырасти и себя разведать, а потом уж на территорию современного искусства десантироваться.

Забавными получились как раз те работы, в которых разведываются не границы инфантил-концептуализма (ну перестаньте же наконец мучить слова, а то они будут мучить вас «чужими устами», устами критиков, например), а территория собственно изобразительного искусства. Очень удачны, в частности, коллажи Александра Гаспаришвили и Дмитрия Яковлева «Разведка недра». Они их делали в добрых традициях капустников Третьяковской галереи. По праздникам сотрудники ГТГ тоже оттягиваются, совершают небезобидные эксперименты над классической живописью. В репродукцию какой-нибудь «Неизвестной» Крамского вставляют рожу врубелевского «Пана» и т.п. Развед-коллажи художников форума помогают понять механизм создания соцреалистических шедевров. На одной из картин очередного академика и народного художника СССР Сталин склонился над картой военных действий в окружении «окружения». Гаспаришвили и Яковлев на стену его кабинета с помощью компьютерного монтажа «вешают» картину Рембрандта, на которой врачи в анатомическом кабинете склонились над трупом и наглядно изучают «историю болезни» покойного. А мы благодаря этой «разведке коллажом» можем наглядно изучить клептоманию и некрофилию советских академиков, что без зазрения совести перли композиции (да еще из анатомического театра!) старых полотен и получали за это воровство звания, медали, персональные дачи.

Помимо разведки территории соцреализма удачными можно считать выбранные отдельными художниками другие «визуальные коды» своих работ. Интересны диптихи Алены Кирцовой и Юрия Аввакумова «Шкала: Соловки» (проект фестиваля «Арт-Ангар» в рамках программы сотрудничества удаленных музейных центров России «Сеть сетей»; подготовлена Институтом культурной политики). Атмосфера древних Соловков передана сквозь фильтр конструктивистской фотографии и минималистической живописи.

Что даже инфантильные переживания могут быть материалом полноценной рефлексии, доказывают О.& А. Флоренские, представившие камуфляж аэрофотографий боевых действий: танковые атаки и разведывательные полеты над позициями противника, снятые с крыла аэроплана (внизу тени домов, дымы, самолеты, рельеф морщинистой земли -- нет сомнения, что репортаж документальный)... но только в детской песочнице. Такая «всамделишность» детских ощущений нравится и приятна. Если уж играть, то не халтуря и по-честному.

Сергей ХАЧАТУРОВ