Время новостей
     N°120, 04 июля 2003 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  04.07.2003
Исторический вывих Берлускони
Европарламент требует, чтобы итальянский премьер публично извинился
В Европе продолжается скандал вокруг итальянского премьера Сильвио Берлускони. На него сильно обиделся германский канцлер Герхард Шредер. Вчера вечером он, правда, несколько оттаял: Берлускони позвонил Шредеру и долго выражал сожаления. Однако в Европарламенте страсти не утихают.

Поэтому с буйным итальянцем намерен встретиться председатель Европарламента ирландец Пэт Кокс. Его задача -- провести воспитательную беседу, а заодно и снять накал эмоций. Ведь вчера европарламентарии, не на шутку разозленные позавчерашним выступлением перед ними Сильвио, чуть было не отказались с ним сотрудничать. Депутаты выдвинули ультиматум: либо Берлускони публично извиняется перед ними всеми, особенно перед оскорбленным им позавчера немецким делегатом, либо законодатели ставят на голосование вопрос о разрыве отношений с Европейским Советом. В этом координирующем органе Евросоюза итальянец председательствует в нынешнем полугодии, начавшемся 1 июля.

Пикантно, что история с Берлускони, эхо которой еще долго будет раздаваться в коридорах Евросоюза, началась в первый же день итальянского председательства, когда Сильвио впервые явился перед евродепутатами в новом качестве и произнес перед ними речь. Уж лучше бы он молчал.

Итак, началось с того, что в среду итальянец вступил в «некорректную перепалку» с германским социал-демократом Мартином Шульцем. Вообще-то немец сам вызвал огонь на себя: он встретил Берлускони нелицеприятной критикой, с ходу намекнув на некие мафиозные связи итальянского премьера. Как и некоторые другие депутаты, Шульц, видимо, тщательно подготовил свой выпад, так как Берлускони давно вызывал аллергию у левого крыла европейцев. Еще бы, ведь Сильвио -- капиталист и медиамагнат, которого на родине обвиняют в коррупции.

В ответ необузданный итальянец неожиданно предложил немцу попробовать себя в другом амплуа. «Я тут знаю одного режиссера, он как раз фильм про нацистов снимает. Могу порекомендовать вас на роль надзирателя в немецком лагере», -- заявил Сильвио. Тем самым он подлил масла в огонь бушующей вокруг него критики.

Президент парламентской группы евросоциалистов в Европарламенте Энрике Барон вчера тактично квалифицировал «постыдные высказывания» г-на Берлускони «очень плохим началом его президентства в Евросоюзе». И это, пожалуй, наиболее мягкая реакция на демарш 66-летнего премьера Италии. Лидеры Европарламента даже собрались с утра на чрезвычайную встречу, планируя свои шаги в отношении Сильвио. В числе предложений было устроить ему «разбор полетов» на осенней сессии.

Социалисты, «зеленые» и либерал-демократы настаивали на двойном извинении итальянца перед Мартином Шульцем и Европарламентом. Впрочем, с этим не соглашались законодатели-консерваторы. Некоторые настаивали и на извинениях Шульца. Появились также сторонники спустить скандал на тормозах.

Еще вчера вечером Пэт Кокс, на которого легла обязанность посредника между всеми скандалящими сторонами, уговорил левых не поднимать вопрос о Берлускони на осенней сессии. А вышеупомянутый Энрико Барон тут же согласился рассматривать наскок на Мартина Шульца как «сомнительное политическое мнение, но не оскорбление». Хотя упрямый Сильвио так и не принес официальных извинений.

В Италии нет согласия по поводу «европарламентского конфуза». Если правая газета «Джорнале», принадлежащая клану премьера, назвала случившееся «заранее спланированной провокацией», то крупнейшая оппозиционная партия «Левые демократы» призвала правительство дать официальную оценку инциденту. Негативно трактуют поведение премьера итальянские оппозиционные газеты. Миланская «Коррьере делла сера» оценила случившееся как «худшее из начал», «Мессаджеро» же образно назвало дебют итальянского председательства в Страсбурге «стартом не с той ноги», а газета «Стампа» деликатно заметила, что «шутка Берлускони оказалась чрезмерной».

«Неприемлемыми» сочли слова Берлускони в адрес германского парламентария и в Берлине, где неудачную шутку итальянского премьера называют не иначе как «вывих». В четверг канцлер ФРГ Гельмут Шредер начал свое выступление в бундестаге с требования извинений от своего итальянского коллеги, а МИД Германии и Италии со среды вели энергичные переговоры по дипломатическому урегулированию конфликта. Президент бундестага Вольфганг Тирзе выступил вчера в «Утреннем журнале» общественно-правового телеканала ARD с осуждением «шутки» Берлускони: «Никакому демократическому политику не может быть дозволено сравнивать другого демократического политика с нацистом».

Немцы, правда, действуют осторожно, «дипломатически-приглушенно». Стоит отметить, что посол Италии Сильвио Фаджиоло был вызван в ведомство федерального канцлера, а не в МИД, как это принято в международной практике.

Итальянская дипломатия пытается убедить Германию, что ответ их премьера, как сказал вчера и сам Берлускони, «не имел целью оскорбить немецкий народ». А сам Берлускони пообещал переговорить с канцлером по телефону, не уточняя, впрочем, о чем.

Показательно, что в подобные истории Сильвио Берлускони вляпывается не впервые. Так, спустя две недели после знаменательного 11 сентября 2001 года он уже навлек на себя общественное возмущение после выступления в Берлине. Тогда он сказал: «Наша цивилизация превосходит ислам. Мы должны отдавать себе отчет в превосходстве нашей цивилизации, которая состоит из ценностей и принципов, принесших широкое благосостояние для всех». И далее: «У нас уважаются права человека, а также религиозные и политические права, чего с определенностью нет в исламских странах. У нас существует понимание многообразия и терпимости». В ответ на эту словесную атаку генсек Лиги арабских государств египтянин Амр Муса назвал заявление Берлускони «расистским».

Берлускони тогда заявил, что это были отдельные фразы, вырванные из общего контекста, и что его, в конце концов, не так поняли. Однако за Сильвио и без того уже укрепился устойчивый имидж политика, который высокомерно говорит все, что ему вздумается.

Катерина ЛАБЕЦКАЯ, Станислав ЛЮБИМОВ, Юрий ШПАКОВ, Берлин