Время новостей
     N°119, 03 июля 2003 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  03.07.2003
Василий Кикнадзе: «Страна истосковалась по спорту»
Специализированный общедоступный спортивный канал -- явление уникальное в мировой практике. Поэтому долгожданное детище ВГТРК -- канал «Спорт» -- постоянно находится в центре внимания. Уже три недели идет вещание, и можно подвести первые итоги, узнать планы на долгую перспективу. На вопросы корреспондента газеты «Время новостей» Владимира СТЕЦКО ответил генеральный директор канала «Спорт» Василий КИКНАДЗЕ.

-- Каковы первые впечатления от работы канала?

-- Мы в эфире, и этим все сказано. Пока все в порядке, 24-часовое вещание. Тяжелейшее время, поскольку это время вхождения в обладание правами. В любом деле начальный период самый тяжелый. По-моему, мы проходим его неплохо.

-- Стоило ли в начальном периоде сразу ввязываться в 24-часовое вещание?

-- Не было другого выбора, страна ведь у нас огромная. И эта страна истосковалась по спорту. Мы прекрасно себе с самого начала отдавали отчет, что все наши болельщики хотят смотреть спортивные передачи, независимо от того, живут ли они в Москве или во Владивостоке. Если бы мы выходили в меньшем объеме, то определенная часть аудитории оставалась бы без «Спорта». Можете последнее слово брать или не брать в кавычки.

Отсюда нам многие пеняют на то, что у нас много повторов. Но, честное слово, давайте не будем эгоистами. Давайте думать обо всех. Одиннадцать часовых поясов, в которые с трудом уместилась Россия, заставляют нас работать именно по принципу сквозного вещания с повторами самых интересных событий.

-- Но вы ведь в первые дни работы канала до перевода на «шестую кнопку» осознавали, что все равно вся страна канал не видит?

-- У вас немного неправильная информация. Уже на третий день вещания, когда в прямом эфире программы о «Формуле-1» работал Алексей Попов, у нас звонки были со всей страны. Просто во многих населенных пунктах нас видит ограниченный круг телезрителей. Там идет распространение по сетям, имеющим малое число абонентов. Сейчас одной из наших главных задач является развитие региональной сети.

-- Сколько прошло времени от принятия решения о создании канала до выхода в эфир?

-- Смотря от чего измерять. Прежде всего было распоряжение президента России о необходимости создания подобного канала. Следующим шагом можно считать историю с выигрышем Кубка Дэвиса, когда вся страна не увидела триумф теннисистов, но увидела нелепость и абсурдность подобной ситуации. Всем стало очевидно, что только создание специализированного канала поможет избежать подобных ситуаций -- канала с реальной технической, правовой и финансовой базой. Потом была болезненная история с 7ТВ, когда в середине января стало ясно, что подписания договора на уже согласованных условиях не будет, причем не по нашей вине. Поэтому датой принятия решения о создании канала в том виде, в каком он есть, можно считать 15 января. Именно тогда стало ясно, что мы будем работать самостоятельно.

Я безмерно благодарен моим сотрудникам, которые на этапе подготовки по трое-четверо суток не уходили домой, и это не преувеличение. Насколько болельщики истосковались по спорту в открытом эфире, настолько и мы истосковались по большой серьезной работе. Теперь ее много. Есть, конечно, усталость, но есть и удовлетворение.

-- При подготовительной работе привлекали дополнительных сотрудников или обходились своими силами?

-- Силами спортивной редакции телеканала «Россия», входящего в состав ВГТРК. Это 70 сотрудников, работавших над этим проектом. И уже на этапе реализации, в последний месяц перед эфиром, мы привлекли еще 80 человек. Очень сильная команда, которая развивалась в последние годы. Когда я два с половиной года назад пришел работать в спортивную редакцию «России», наш штат насчитывал 8 человек, потом стало 30, 70. Динамика огромная, и компания очень много делает для успеха спортивного проекта. Одно решение об отдаче площадей и возможностей «Шаболовки» под нужды канала «Спорт» чего стоит! Сегодня нам практически на три четверти принадлежит это «королевство», где надо, правда, наводить порядок. Работы хватает.

Так и работаем шаг за шагом. Так к этому году мы создали информационный комплекс, для чего ВГТРК приложила много усилий. Комплекс цифровой, хотя, может быть, и не по последнему слову техники, но мне за него не стыдно. На днях здесь были зарубежные коллеги с TФ1, с «Евроспорта», мы показывали наши технологии, и было заметно, что увиденное внушает им уважение. Другое дело, что еще немало предстоит сделать. Мы прекрасно представляем, что хотим сделать, как нам надо развиваться, какая еще техника нам нужна, какие форматы. Но это долгая планомерная работа. Думаю, к 2006 году редакция выйдет на тот уровень, на котором хотелось бы ее увидеть. Но при этом, не сомневайтесь, уже Олимпиаду-2004 мы в состоянии сделать настоящим праздником для наших любителей спорта.

-- Из чего состоит бюджет компании и на какой временной отрезок у вас абсолютный кредит доверия со стороны головной компании?

-- Основу нашего бюджета составляет кредит. Появится и реклама, но когда именно, пока я не готов ответить. Что касается кредита доверия, то бессмысленно говорить о конкретных сроках. Если мы станем заваливать канал, то и года никто ждать не станет, а если все будет развиваться правильно, то есть ли смысл вмешиваться? Существует ежегодное собрание акционеров, там я, как генеральный директор, и буду держать ответ, предъявлять финансовые и рейтинговые показатели. Думаю по этим критериям и будет вестись основная оценка нашей деятельности.

-- Мало людей осталось равнодушными вокруг ситуации с «шестой кнопкой». Насколько стало для вас неожиданным появление на метровом канале?

-- Сказать, что это было неожиданно, я не могу. Интернет, телевидение, газеты обсуждали возможные варианты беспрерывно. Но дело в том, что эти вопросы вне моей компетенции, и я не был участником принятия подобных решений. Это скорее вопрос к руководству министерства. Канал был готов к эфиру на любом уровне, а технически появление его на метровом диапазоне -- вопрос переключения нескольких кнопок. Сами понимаете, эти кнопки переключаю не я.

-- Теперь столь же много и активно все обсуждают, насколько долгим будет ваше присутствие на этой частоте.

-- Это опять же не ко мне. Я знаю только, что нужно сделать хороший канал, знаю, как развивать его с нуля. Знаю, с чего начать, к кому обращаться, технологию этого дела, сколько стоит процесс. Сколько предлагать потратить акционерам на те или иные цели -- тоже знаю. Но если по дороге возникают политические решения, то, наверное, это вопрос к тем, кто принимает эти решения. Меня ответ на ваш вопрос тоже очень интересует.

-- Если взять вопрос закупки прав на те или иные трансляции, будет ли влиять на ваши решения то, где вы вещаете -- в метровом или дециметровом диапазоне?

-- Ничуть, у нас есть стратегия относительно наполнения вещания, и мы будем стараться выполнять намеченное.

-- Как будут строиться взаимоотношения с конкурентами? На 7ТВ жалуются, что вы больше не даете им показывать российский футбол.

-- Мы готовы сотрудничать и дальше с другими каналами. Но вот у меня на столе лежит заметка из одного издания, где наши коллеги жалуются, что мы у них забираем футбол, что мы убийцы отечественного спорта. Что я могу сказать, если вышеупомянутые коллеги не отдали нам треть денег за прошлый сезон, а за этот еще вовсе не заплатили ни копейки. Они говорят, что мы их обидели, а мы просто переставили их в хвост очереди. Хотите показывать -- показывайте, но если не платите денег, то простите. А взамен этого -- «отечественный спорт убивают».

-- Немало говорилось о вашем возможном сотрудничестве с «НТВ-Плюс».

-- Очень сложный вопрос, который до сих пор находится в стадии переговоров. С одной стороны, такой союз необходим и нам, и «НТВ-Плюс», с другой -- очень сложно выработать единую финансовую политику. Чем мы, собственно, сейчас и занимаемся. Что же касается временного привлечения журналистов с других каналов, то это вряд ли необходимо.

-- Вернемся к теме футбола. В 2004 году истекает ваш контракт с РПФЛ. Будете ли его продлевать и не опасаетесь ли здесь активности других каналов?

-- Стремиться к продлению будем, а конкуренция... Здесь дело в том, что мы предлагаем. Сейчас мы практически организуем стопроцентный показ чемпионата. Причем если надо, то наши бригады ездят в Новороссийск, чтобы сделать оттуда картинку, когда трудно организовать сигнал. По мировым законам выстроены и наши отношения, мы смогли предложить привлекательные финансовые условия. Кроме того мы представляем наш футбол за рубежом, даем материалы Европейскому вещательному союзу. Скоро начнем сотрудничество с «Евроспортом», в результате которого обзор нашего чемпионата появится в передаче «Еврогол». Кто еще может предложить столько? Так что будущее решение за премьер-лигой, но для всех нас важно, на каких условиях. Понятно, что мы не можем быть только донорами, поскольку являемся коммерческой организацией. Хотя и социальную задачу, безусловно, держим в уме.

-- Новый контракт будет уже заключать непосредственно канал «Спорт»?

-- Думаю, что да. Кроме того, мы сейчас в стадии переговоров с руководителями других федераций и лиг популярных игровых видов спорта. Так что наших национальных турниров на канале будет много.

-- Если обычный канал ориентирован на несколько слоев общества, то как дело обстоит в вашем случае? Выделяете ли вы в своей аудитории различные группы?

-- Прежде всего, «Спорт» -- это мужской позиционированный канал, у которого своя верная аудитория. Она тоже меняется, но не по половым, возрастным или социальным признакам, а по видам спорта. Аудитория футбола и аудитория «Формулы-1» -- это разные аудитории. Все это мы учитываем, и в то же время оставляем некую отдушину для женщин: у нас будет художественная гимнастика, фигурное катание, танцы, синхронное плавание, фитнес. Своеобразные часы, когда женщин у экранов будет больше, чем мужчин. Все эти проекты в разработке, но это вовсе не значит, что мы не ждем женщин на трансляциях футбола или «Формулы-1».

-- Теперь, когда вы на доступном канале, есть ли смысл в спортивных трансляциях на канале «Россия»?

-- Обязательно. Особенно такие соревнования, как Олимпийские игры, чемпионаты мира по футболу, легкой атлетике. Это очень важно, ведь мы в лучшем случае на 60--70% покрываем нашу территорию. С коммерческой точки зрения вещать на всей территории России очень дорого, эту социальную функцию выполняют главные компании страны. Так что наш союз с «Россией» в этой связи очень важен. Если, к примеру, наши вновь попадут в финал Кубка Дэвиса, то это должна видеть вся страна, и подобная трансляция будет на основном канале. Событие, которое перестает быть только спортивным, а еще становится социально значимым, обязательно будет показано на «России».

Беседовал Владимир СТЕЦКО