Время новостей
     N°117, 01 июля 2003 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  01.07.2003
Время «автогражданки» пришло
Купить страховой полис нужно до 1 января 2004 года
С сегодняшнего дня в России вступает в силу закон об обязательном страховании ответственности автовладельцев (ОСАГО). Согласно этому документу, каждый обладатель автомобиля до 1 января 2004 года должен приобрести полис, страхующий ответственность в случае ДТП и гарантирующий водителю защиту от «подстав» на дорогах. Страховщики советуют клиентам не создавать давку в офисах компаний и покупать полисы в первую очередь тем, кому нужно зарегистрировать автомобиль или пройти техосмотр.

Действительно, с покупкой полиса «автогражданки» можно не торопиться: штрафовать за его отсутствие ГИБДД будет только с 1 января следующего года. Но, по словам начальника отдела административной практики и дознания ГИБДД России Виктора Кузина, уже сейчас инспекторы могут напомнить водителю, что закон един для всех, и даже оштрафовать на 50 рублей за езду без необходимых документов, в число которых полис ОСАГО отныне входит. Через полгода водитель без полиса заплатит куда больше -- 800 рублей, и обмануть инспектора фальшивкой или отговоркой не получится: посты ДПС будут иметь выход в общую информационную систему страховщиков, где будет указано, есть у вас полис или нет. Кроме полиса с восемью степенями защиты страхователь получит специальную наклейку на лобовое стекло автомобиля, правила страхования, список представителей страховщика в 89 регионах страны и два бланка извещения о наступлении страхового случая.

Застраховаться можно в любой из 129 компаний, являющихся членами Российского союза автостраховщиков (РСА) -- профобъединения по ОСАГО. Купить полис уже сегодня можно в 104 из них, еще 25 страховщиков пока не получили лицензии Минфина на обязательную «автогражданку» (заявки на лицензирование подало 112 членов РСА).

Цена и условия во всех этих компаниях одинаковые. Для оформления полиса автовладельцу необходимо предъявить свой паспорт и техпаспорт автомобиля, а страховщик, исходя из данных в этих документах, рассчитает конкретную цену полиса. Формула проста, и каждый сам может легко посчитать, сколько ему придется заплатить за полис. Для этого нужно умножить базовый тариф (1980 руб.) на региональный коэффициент (для Москвы -- 2), затем умножить получившуюся сумму на повышающие коэффициенты по стажу и возрасту водителя, мощности двигателя автомобиля и сезонности использования машины. Самый дорогой полис, с учетом всех коэффициентов, должен стоить не дороже 400 долларов. А среднестатистический столичный автовладелец (старше 22 лет, опыт вождения более 2 лет, ездит на «Жигулях») заплатит за годовой полис ОСАГО около 130 долларов.

По словам гендиректора РСА Андрея Слепнева, тарифы по обязательной «автогражданке» не будут пересматриваться в течение года. «До этого времени мы сможем накопить необходимую статистику», -- сказал он, подчеркнув, что Минфин и страховщики считают введенные тарифы ориентировочными.

Сами страховщики, с нетерпением ожидавшие введения закона, сетуют на то, что полисов, которые печатает Гознак, им явно не хватает. Ведь претворять ОСАГО в жизнь будут не только сотрудники центральных и крупных региональных офисов компаний, но в первую очередь страховые агенты, работающие «в поле» и на себе ощущающие нехватку нужных документов. «Полисов действительно маловато, кроме того, мы несем лишние затраты по их доставке в филиалы, -- говорит замгендиректора страховой компании «РЕСО-Гарантия» Игорь Иванов. -- Водители, которым полис срочно не нужен, могут и повременить с его покупкой. А тем, у кого есть действующие полисы добровольной «автогражданки», мы советуем заранее, недели за две, предупреждать о необходимости переоформления договора и приобретения уже обязательной страховки».

«Мы, как и другие крупные операторы страхового рынка, серьезно готовились к введению ОСАГО, -- сказал газете «Время новостей» статс-секретарь «Росгосстраха» Игорь Игнатьев. -- Помимо материнской компании лицензии получили все наши региональные «дочки», открылись и продолжают открываться новые офисы по всей России. Думаю, больших проблем у нас не будет, хотя отсрочка согласования и утверждения страховых тарифов может привести к определенным задержкам при выдаче полиса в некоторых регионах. Многое здесь зависит от скорости печати и доставки полисов».

Алексей РОЖКОВ
//  читайте тему  //  Автогражданка