Время новостей
     N°117, 01 июля 2003 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  01.07.2003
«Грузинские военные продают нам натовское обмундирование»
В Грузии вновь проявили себя те, кто хочет решить абхазскую проблему силой. О том, как на это реагируют в самой Абхазии, газете «Время новостей» рассказал недавно назначенный премьер непризнанной республики Рауль ХАДЖИМБА.

-- Есть ли факты, подтверждающие намерение грузинской стороны решить абхазскую проблему силовым путем?

-- В Кодорском ущелье постоянно находятся грузинские военные формирования. Причем невзирая на соглашения, которые были подписаны между Грузией и Абхазией при участии представителей ООН и России. Этого достаточно. Не проходит месяца, чтобы группы так называемых партизан, которыми руководят спецслужбы Грузии, не проникали на территорию Абхазии для совершения терактов и диверсий. Перед началом кодорских событий на трассе Гали--Очамчир обстреляли машину с гражданскими лицами. Мы задержали троих преступников. Грузинская сторона не оставляла попыток заполучить их обратно, для чего захватила на нашем посту шестерых молодых солдат. И мы были вынуждены обменять их на преступников.

-- Откуда у вас информация о вооруженных группах в Кодорском ущелье?

-- Наблюдатели ООН отслеживают ситуацию, миротворцы регулярно видят там людей в грузинской форме с оружием. При каждом обострении ситуации в Кодорах появляются одни и те же представители министерства обороны Грузии, а вовсе не группы, подчиняющиеся департаменту пограничных войск, как они утверждают. Коба Кобаладзе не относится к пограничным войскам, он представитель национальной гвардии Грузии.

-- По всей видимости, в Грузии скоро появятся военные базы НАТО. Что в связи с этим может ожидать Абхазию?

-- Появление военных баз в Грузии вызывает у нас тревогу независимо от того, чьи они. Без чужой помощи Грузия не в состоянии разрешить территориальные конфликты. Выйти из положения она рассчитывает через применение силы. Мы готовы к развитию ситуации по любому сценарию. Наша задача -- держать в готовности свои вооруженные силы.

-- По какому принципу сегодня комплектуется абхазская армия? Где вы готовите кадры?

-- Наша армия -- это мобильные подразделения, комплектующиеся на контрактной основе из резервистов, частично из числа молодежи призывного возраста. Сегодня это одна из самых мобильных армий. Небольшая по численности, она способна быстро призвать и вооружить достаточное количество резервистов, организовать оборону и сохранить суверенитет нации. Кадры низового командирского звена готовим в военном училище в течение двух лет. Для преподавания приглашаем настоящих специалистов. Часть их проходила службу в Советской армии.

-- На кого возложены защита границ и таможенный контроль?

-- При службе государственной безопасности Абхазии есть пограничные войска. Наибольшее внимание мы уделяем морской границе, границе по реке Ингури и участку, замыкающему Кодорское ущелье. В настоящее время идет реформирование подразделений, ответственных за безопасность морских границ. Скорее всего, они будут переданы в пограничные войска. Таможенный контроль осуществляется по линии реки Псоу, а с южной стороны -- по реке Ингури. При необходимости мы оперативно организуем таможенный контроль в морских портах.

-- В чьем ведении абхазские посты в Кодорском ущелье?

-- Министерства обороны. Они служат для того, чтобы не допустить прорыва бандитских групп, подобных тем, что систематически проникали на территорию Абхазии в 2001 году.

-- Как складываются отношения с российскими миротворцами?

-- За десять лет около ста миротворцев погибли на абхазской земле. Они и сейчас часто с риском для жизни разделяют противоборствующие стороны. Необходимость их пребывания обоснована. Мы тоже теряем людей -- сотрудников МВД, пограничников, военнослужащих. Послевоенные потери защитников независимости Абхазии превысили сто человек.

-- В Грузии бытует мнение, что абхазскую армию даже не во что одеть, а все абхазские летчики -- российские пенсионеры.

-- Говорить можно что угодно, но результат налицо: эти «пенсионеры» гнали захватчиков до Зугдиди. Армия у нас одета и обута не хуже, чем грузинская. Я могу привести множество примеров, когда грузинские военные продавали нам натовское обмундирование, которое они получают от американцев для своих спецподразделений. Это свидетельствует о том, что у них нелады с дисциплиной.

-- Как вы относитесь к предложению заменить миротворцев силами ООН?

-- Миротворцы выполняют свои задачи достаточно хорошо. Мы не хотим, чтобы кто-то кого-то заменял. По крайней мере в ближайшее время.

Беседовал Максим БАРАНОВ