Время новостей
     N°23, 09 февраля 2001 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  12.03.2001
Шесть с половиной
В каком возрасте ребенку пора собирать портфель
Родители первоклассников довольно часто жалуются: ребенок, прекрасно рисовавший в дошкольном возрасте, любивший учить стихи, постоянно что-то сочинявший, выдумывавший, вдруг становится вялым, скучным, отказывается от любимых занятий, капризничает. Обычно это происходит, когда учебная нагрузка оказывается для него чрезмерной и все силы уходят на преодоление сложностей. Как правило, это означает, что родители поторопились.

Практика показывает, что мальчиков стараются отдать в школу как можно раньше. И мотивы родителей ясны: за одиннадцать лет вперед они стараются просчитать все возможные шансы на поступление в вуз, на отсрочку от военной службы. А родители девочек, как правило, не торопятся -- им хочется продлить ребенку детство. Сложность заключается в том, что именно девочки по всем психофизиологическим законам созревают для дисциплинарной школьной среды гораздо раньше, чем мальчики. Недоигравшие мальчики -- это горе для учителя и сплошные проблемы для самого ребенка.

Первый класс -- это прежде всего обучение письму. По действующей сейчас методике детей обучают так называемому безотрывному письму. А оно, согласно последним исследованиям отечественных физиологов, противоречит возрастным особенностям: требует от первоклассников нецелесообразных движений. Это, в свою очередь, приводит к задержке дыхания, а задержка дыхания -- к кислородному голоданию мозга (гипоксии). Поэтому у многих детей процесс освоения прописей происходит крайне болезненно.

Кроме того, надо помнить, что детей, поступивших в школу раньше положенного возраста, подкарауливают сложности в курсе математики. Этот предмет обычно меньше всего пугает родителей. Что там такого в первом классе -- два плюс два! Действительно, в первом классе скорее всего все пойдет более или менее гладко. Проблемы настигнут ребенка во втором и в третьем классе. Там он столкнется с составными задачами, к которым не будет готов исключительно в силу возраста.

Возрастной разрыв обычно преодолевается к концу начальной школы. Важно, какая цена за это будет заплачена: слезы, двойки, усталость? Не случайно сейчас, когда наблюдается тенденция повсеместного перехода на четырехлетнее начальное обучение, специально оговаривают: нижняя возрастная граница для поступления в школу -- шесть с половиной лет.

Кроме того, к моменту поступления в школу ребенок должен обладать известной долей самостоятельности. Если он умеет бегло читать, но не способен завязать шнурки и сложить портфель, пребывание в школе будет осложняться множеством неприятностей.

МАРИНА АРОМШТАМ, главный редактор газеты "Дошкольное образование"