Время новостей
     N°113, 25 июня 2003 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  25.06.2003
Военно-церковный сбор
В России формируется отряд полковых священников
Вчера впервые в современной российской истории в Рязанском институте ВДВ начались сборы полковых священников. В Синодальном отделе Московской патриархии по связям с вооруженными силами и правоохранительными органами корреспонденту газеты «Время новостей» сказали, что на сборы съехалось более ста священнослужителей из всех епархий. Но как такового статуса военного священника пока нет. Есть священнослужители, работающие с военными, так сказать, на общественных началах. В Синодальном отделе признают, что церковь еще не готова к «штатной» работе, но не исключают, что в будущем такие должности в войсках введут.

Начальник группы по связям с общественными и религиозными организациями Главного управления воспитательной работы Минобороны полковник Владимир Поликарпов в разговоре с корреспондентом газеты «Время новостей» подтвердил: полковых священников в армии действительно нет. Есть приходящие священники, которые по просьбам командиров (если к ним обращаются подчиненные) духовно окормляют православное воинство. Польза от таких контактов, по мнению военных, несомненна. Священники просвещают солдат нравственно, уберегают в тяжелую минуту от суицида, смягчают проявления дедовщины. Офицеры не вмешиваются в отправление религиозных обрядов.

В последние годы содружество армии и церкви проявляется в самых разных формах. В Тамбове недавно освящали самолет дальней авиации. В канун Дня защитника Отечества митрополит Омский и Тарский Феодосий с борта военно-транспортного самолета освятил и окропил святой водой военные городки. В этот весенний призыв церковь направила своих представителей в призывные комиссии. Кстати, по просьбе военных -- чтобы священники убедились в истинности религиозных убеждений, по которым призывник отказывается служить в армии.

Есть официальное соглашение о взаимодействии военного ведомства с Русской православной церковью. Однако армейское командование допускает церковь в армию настолько, насколько это полезно армии. Русская православная церковь значительно активнее военных. В 69 епархиях есть отделы по связям с людьми в погонах. Силовики разделены церковью на девять секторов: ВДВ, МВД и так далее.

При проведении военной реформы Россия сегодня во многом ориентируется на США, поэтому стоит присмотреться, как там военные ладят с церковью. В армии США более 5 тыс. военных священников -- капелланов (3,3 тыс. -- в регулярных войсках, 1,7 тыс. -- в резерве). Есть центр подготовки военных священников, действует совет капелланов, который подчиняется помощнику министра обороны по личному составу. Присяга солдата США оканчивается фразой «Да поможет мне Бог!», а в кодексе поведения военнослужащего США есть слова: «Остаюсь верен Господу Богу и Соединенным Штатам Америки». У американцев в ходу поговорка «В окопах неверующих нет».

На сборах (слово, кстати, военное) священники обсудят методы работы в храмах, расположенных рядом с воинскими частями, обобщат опыт духовных пастырей, участвующих вместе с воинами в миротворческих и контртеррористических операциях. Не преминут духовные отцы ознакомиться с военной техникой десантников и даже встретятся с командующим ВДВ Георгием Шпаком. На мой вопрос, а как же быть с одной из главных заповедей Христа, один из священников резонно ответил: «Не убий -- не значит не защити».

Число верующих среди российских военнослужащих -- 26--27%, среди срочников -- более 30%, от общего числа верующих православных -- более 70%, мусульман -- более 8%, буддистов -- почти 2%. Испытывающих потребность в отправлении религиозных обрядов -- 5--7%. На территории военных городков действует 37 православных храмов и часовен.

Николай ПОРОСКОВ