Время новостей
     N°112, 24 июня 2003 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  24.06.2003
Удар по физлицу
Правительство подняло пошлины на подержаные иномарки
Как стало известно вчера, Михаил Касьянов подписал постановление о выравнивании таможенных пошлин на иномарки возрастом от трех до семи лет. Постановление вступит в силу ориентировочно с 1 августа. Когда документ начнет действовать, цена растаможки машин возрастом от трех до семи лет для физических лиц и для юридических будет примерно одинаковой. По оценкам экспертов, это приведет к тому, что иномарки возрастом от трех до семи лет подорожают на 10--30%.

Примечательно, что постановление подписано именно в том виде, в котором было представлено Минпромнауки и весной одобрено возглавляемой вице-премьером Алексеем Кудриным комиссией по защитным мерам. То, что документ был отправлен премьером примерно десять дней назад на доработку, в кабинете министров объясняют желанием Михаила Касьянова еще раз взвесить все «за и «против», поскольку «решение ответственное». «Тщательная экспертиза, проведенная в аппарате правительства, показала, что цифры реальные», -- сказал корреспонденту газеты «Время новостей» один из правительственных источников.

Сейчас физлица при ввозе машин в Россию платят таможенную пошлину в размере 0,85 евро за 1 куб. см объема двигателя, если он не превышает 2,5 тыс. куб. см или 1,4 евро за «кубик», если объем двигателя больше 2,5 л. Постановление, подписанное премьером, делит автомобили уже не на две, а на шесть категорий. Соответственно и пошлины разные. Если объем двигателя не превышает или равен 1000 куб. см, пошлина составит 0,85 евро за 1 куб. см, от 1000 до 1500 куб. см -- 1 евро, от 1500 до 1800 - 1,5 евро, от 1800 до 2300 -- 1,75 евро, от 2300 до 3000 -- 2 евро, более 3000 куб. см -- 2,25 евро.

Расчеты, произведенные в правительстве, показывают, что такие пошлины примерно соответствуют таможенным сборам с юрлиц. А они платят пошлину 25% от заявленной таможенной стоимости (но не меньше 1--2,35 евро за 1 куб. см в зависимости от объема двигателя), акциз (13 руб. за одну «лошадку» при мощности двигателя от 90 до 150 л.с., и 129 руб., если мощность выше) и НДС (20%). Впрочем, полного соответствия достичь не удалось. По заверению правительственных источников, сделать это невозможно, в частности, из-за различий в порядке взимания пошлин. «Приняты оптимальные ставки», -- утверждает правительственный источник. Причем, по его словам, наиболее сопоставимы пошлины на самые востребованные машины -- объемом двигателя от 1,5 до 1,8 л. Хоть каким-то утешением для граждан может служить решение правительства сохранить для них упрощенный порядок растаможки.

Выравнивание пошлины, как и принятое ранее решение о введении запретительных пошлин на иномарки старше семи лет, преследует одну главную цель -- сохранение автопрома в России. Причем не только и не столько нынешнего отечественного. Ставка сделана на приход в страну крупных иностранных производителей, которые в состоянии как сами собирать свои машины, например Ford во Всеволжске, так и инвестировать в наши заводы. И если главными лоббистами повышения пошлин для «семилеток» стали в свое время отечественные автогиганты, то разобраться с льготами для физлиц просили уже западные концерны, желающие делать машины в России. Они не хотят, чтобы их новые собранные у нас машины конкурировали с их же старыми. Причем усилия правительства в этом направлении уже дают результат. Как заявил на днях глава Минпромнауки Илья Клебанов, после того как зарубежные автопроизводители увидели, что в России приступили к созданию, как он выразился, «цивилизованного автомобильного рынка», несколько крупнейших мировых автопроизводителей начали переговоры о строительстве в нашей стране своих заводов. В частности, по его словам, они ведутся с японской Toyota.

Также одной из целей последнего «автомобильного» решения правительства стала ликвидация бизнеса, с которого государство не получает никаких налогов. Один из правительственных источников газеты «Время новостей» напомнил, что льготы для физлиц были введены в 1999 году. Тогда сразу после дефолта в обществе это было воспринято с благодарностью. Многие, кто уже и не надеялся, смогли приобрести машины. Однако вскоре у определенной части населения созрело понимание, что на этих льготах, как, впрочем, и на многих других, можно сделать хорошие деньги.

В результате, по оценкам экспертов, сегодня 90% поддержанных машин ввозится в страну через физлиц -- соответственно, не платятся налоги.

Аналитики, опрошенные газетой «Время новостей», сошлись во мнении, что правительственное решение выгодно всем, кроме потребителей. Как считает Андрей Кормилицын из ИК «Тройка Диалог», это, безусловно, выгодно таким крупным отечественным производителям, как ГАЗ и «АвтоВАЗ». По его словам, уравнивание удорожает импорт, соответственно возрастет ценовая разница между иномарками и нашими машинами. Как следствие -- рост спроса на последние. Елена Сахнова из инвестиционной компании UFG также считает, что в данном случае речь идет о прямой поддержке отечественных автозаводов. Впрочем, по ее словам, иностранным автоконцернам уравнивание пошлин выгодно не в меньшей, если не в большей степени. Именно с нестабильностью режима ввозных пошлин связывали колебания Volkswagen, идти в Россию или нет, говорит она. В плюсе оказываются и официальные дилеры, они же юридические лица. Одинаковые пошлины дают им преимущества перед перегонщиками-физлицами, поскольку последние не обеспечивают предпродажную подготовку и сервисное обслуживание. Следовательно, полагает г-жа Сахнова, у уполномоченных продавцов появится дополнительный стимул развивать бизнес в секторе подержанных машин.

Михаил ВОРОБЬЕВ, Яна ВИКТОРОВА