Время новостей
     N°112, 24 июня 2003 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  24.06.2003
Москва обещает крышу
Столица возрождает программу строительства сети недорогих гостиниц
Московские власти решили не жалеть сил и средств на превращение российской столицы в крупный центр мирового туризма. На днях мэр Москвы Юрий Лужков утвердил программу создания вдоль Софийской набережной напротив Кремля туристско-рекреационной и деловой зоны «Золотой остров». Программа в свою очередь является составной частью более масштабной концепции развития туристской зоны «Золотое кольцо Москвы», а в ближайшей перспективе столичные власти всерьез намерены заняться развитием туристического бизнеса и за пределами МКАД -- в масштабах Золотого кольца России. Во всяком случае именно такая цель ставится в разработанной «Москомархитектурой» Генеральной схеме размещения гостиниц в городе Москве до 2010 года, также недавно утвержденной на заседании столичного правительства. Документ, в частности, предусматривает увеличение столичного гостиничного фонда минимум втрое за счет строительства более 150 отелей как в Москве, так и за ее пределами.

Собственно, именно нехватку гостиниц столичные чиновники и эксперты из сферы туризма называли главной причиной, сдерживающей наплыв иностранных туристов в Москву. Несколько лет назад, в конце девяностых годов, правительство Москвы под лозунгом «заграница нам поможет» уже провозглашало курс на повсеместную застройку столицы трехзвездочными отелями, которые привлекли бы зарубежный средний класс. Однако, несмотря на огромное количество предпринятых организационных мер, после элементарного расчета будущей рентабельности большинство выделенных земельных участков было решено застраивать отнюдь не гостиницами, а жильем и офисными комплексами. Сеть недорогих отелей, о которой с пафосом рассказывали градоначальники, так и осталась лишь на бумаге.

Но, как выяснилось, надежда на грядущий бум международного туризма в коридорах здания на Тверской не умерла, и недавно московские власти вновь вернулись к вопросу о массовой застройке Москвы гостиницами. Причем уже на совершенно ином уровне. Около месяца назад на заседании столичного правительства была рассмотрена подготовленная «Москомархитектурой» Генеральная схема размещения гостиниц в Москве до 2010 года. В соответствии с документом к 2010 году предлагается увеличить гостиничный фонд Москвы с 60 до 200 тысяч номеров. На этот раз в основу проекта легли подробные расчеты потребностей города в каждом виде гостиниц -- от элитных пятизвездочных до однозвездочных, вроде бывших «домов колхозника» при продовольственных рынках. Разработанные бизнес-планы развития туристического бизнеса в Москве предусматривают не только повышение рентабельности за счет строительства целых сетей гостиниц, но и экспансию столичного гостиничного бизнеса в другие регионы. Москва уже строит гостиницы в Санкт-Петербурге, Ярославле, других регионах.

Однако, несмотря на более серьезный подход к проблеме и наполненные расчетами бизнес-планы, новый туристический проект московских властей все же не смог до конца избавиться от тех недостатков, которые помешали реализовать первую гостиничную программу. Дело в том, что гостиничный бизнес в Москве носит ярко выраженный сезонный характер, что обусловливает крайне низкую его рентабельность. Кроме того, строительство новых гостиниц сегодня -- один из самых невыгодных видов капиталовложений для потенциального инвестора. Если квартиры в жилом доме распродаются еще до завершения строительства и вложенные деньги возвращаются инвестору с прибылью за полгода, то для возврата средств, вложенных в строительство гостиницы, инвестору придется ждать шесть--восемь лет.

При этом Генеральную схему размещения гостиниц, как и большинство других крупных проектов, правительство Москвы намерено реализовывать не на бюджетные деньги города, а за счет привлечения сторонних инвесторов. Чтобы заставить их строить на выделенных 170 земельных участках именно гостиницы, а не жилые дома или офисы, мэрия наложила строгие ограничения на перепрофилирование, а также пообещала потенциальным инвесторам свое содействие. Нет сомнения, что наиболее привлекательные земельные участки найдут своих инвесторов даже при условии гостиничного строительства, однако с трудом верится в то, что мэрия быстро найдет инвесторов для таких сомнительных проектов, как «дома колхозника» при продовольственных рынках.

Возможно, если бы правительство Москвы само выступило в роли инвестора, то реализовать долгосрочный гостиничный проект можно было бы без угрозы перепрофилирования земельных участков или уже построенных гостиниц. Однако инвестиционный потенциал бюджета Москвы с каждым готом съеживается как шагреневая кожа. В прошлом году Москва лишилась 38 млрд рублей территориального дорожного фонда, получив взамен лишь 15 млрд, а в текущем году еще не закончившаяся борьба вокруг налога с продаж грозит столичному бюджету потерей еще почти 30 млрд рублей. В результате Москва вынуждена свернуть многие инвестиционные программы и покрыть бюджетный дефицит займом почти в миллиард долларов. В федеральном правительстве не скрывают, что намерены лишить Москву «подкожного жира» и постепенно свести к нулю инвестиционный потенциал бюджета столицы, в которой и так нет проблем с инвестициями. В этих условиях, когда федеральные власти используют инвестиционную активность Москвы как аргумент для постоянного увеличения налогового бремени, а любые появившиеся дополнительные доходы столицы стремятся направить в федеральный бюджет, мэрия была вынуждена сменить тактику. Чиновникам из правительства Москвы пришлось заняться макроэкономикой и сделать ставку не на чистую прибыль от бюджетных инвестиций, а на побочную выгоду, которую должен принести городу наплыв иностранных туристов. По мнению городских властей, превращение Москвы в туристическую мекку, куда со всей Европы будут приезжать иностранцы с удовольствием потратить свои деньги, должно как бы само собой стимулировать развитие потребительского рынка столицы и обеспечить рост налоговых поступлений региона, не слишком раздражая при этом федеральный Минфин.

Александр ГУДКОВ