Время новостей
     N°110, 20 июня 2003 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  20.06.2003
Осторожно, штрафы повышаются
Российская Госавтоинспекция опять грозит автомобилистам высокими штрафами. О необходимости безотлагательного внесения соответствующих поправок в административное законодательство заявил вчера в Сочи на XI Всероссийской конференции по безопасности дорожного движения замминистра внутренних дел РФ Александр Чекалин. «Расплывчатость и ничтожность норм ответственности за нарушение Правил дорожного движения, за каждым из которых стоит реальная вероятность гибели людей, уже априори закладывает рост аварийности», -- сказал он.

Поводом для того, чтобы в очередной раз начать кампанию за повышение штрафов, послужила печальная статистика аварийности на российских дорогах. Цифры, которые в своем докладе привел г-н Чекалин, и в самом деле доказывают: потери на дорогах превышают количество жертв вооруженных конфликтов, стихийных бедствий и техногенных катастрофах на территории страны. Например, в 2002 году в дорожно-транспортных происшествиях погибло 33 тыс. человек и 216 тыс. были ранены. «Каждый год в России в ДТП погибает население крупного районного города», -- отметил г-н Чекалин и привел еще одну цифру: социально-экономический ущерб от аварийности составляет ежегодно 282 млрд руб., или шестую часть (около 15%) от величины доходной части бюджета страны.

При этом в МВД упорно считают, что исправлять ситуацию необходимо именно с помощью репрессивных мер. Причем давить рублем автоинспекторы намереваются не только недисциплинированных водителей, но и пешеходов, по вине которых происходит треть всех ДТП. И у которых, к великому сожалению сотрудников ГИБДД, невозможно отобрать права. «С водителем работать проще, -- заметил г-н Чекалин. -- Как результат, мы получили рост ДТП по вине пешеходов».

Кроме того, в МВД хотели бы разобраться и с владельцами курсов и школ, которые выпускают на дороги неподготовленных водителей. «В России около 33 тысяч «карликовых» автошкол, в которых есть всего две-три машины, -- посетовал замминистра. -- Разумеется, там нет систематизации и организации учебного процесса». В ГИБДД считают, что, лишь укрупняя автошколы, можно избежать «классической», по выражению г-на Чекалина, ситуации, когда девушки после работы забегают на курсы, а потом становятся грозой дороги. При этом генерал почему-то скромно не упомянул о роли самой автоинспекции, которая, как известно, в обязательном порядка проверяет знания и навыки всех без исключения выпускников автошкол и выдает водительские удостоверения по результатам не самых простых экзаменов.

Местным властям от замглавы МВД тоже досталось -- их упрекнули в отвратительной организации дорожного движения. Как заявил г-н Чекалин, существующая сейчас система «консервативна, закостенела и не менялась десятки лет» Он отметил, что 70% ДТП в России происходит в городах и областных центрах, где каждая четвертая улица не освещена. Впрочем, главам муниципалитетов беспокоиться пока не стоит -- МВД предлагает лишь регулярно проводить ревизии эффективности расстановки светофоров, дорожных знаков и разметки.

Однако, по большому счету, не стоит сильно волноваться и всем остальным -- идею повышения штрафов за дорожные правонарушения МВД лоббирует уже не первый год. И безуспешность попыток свидетельствует, что далеко не всем такой метод наведения порядка на дорогах кажется перспективным и эффективным. Адвокат и автомобильный правозащитник Леонид Ольшанский расценивает предложения МВД как «попытку концентрировать в своих руках рычаги власти». «Ученые доказали, что вероятность ДТП зависит от массы факторов -- это и дорожное покрытие, и погода, и психологическое состояние водителя. И только один из них -- страх водителя перед ответственностью», -- сказал г-н Ольшанский в беседе с корреспондентом газеты «Время новостей».

Более того, он уверен, что политическая обстановка сейчас не способствует внесению непопулярных изменений в КоАП -- ведь повышение штрафов так или иначе коснется трети россиян (автомобиль сегодня имеется в каждой третьей семье). «Над кодексом шла работа в течение десяти лет, и больше всего полемики как раз и было вокруг 12-й главы, где речь идет об ответственности водителей, -- сказал он. -- Президент накладывал на законопроект вето, вносил замечания, но по поводу 12-й главы у него претензий не было. Поэтому маловероятно, что сейчас кто-то из обладающих правом законодательной инициативы -- а это депутаты, правительство -- попытается вбить клин между собой и президентом. Это пытался сделать бывший начальник ГИБДД генерал Федоров -- и где он сейчас?»

Ирина БЕЛАШЕВА, Игорь ГЛАНИН, Сочи