Время новостей
     N°41, 07 марта 2001 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  07.03.2001
Просто время ушло
На Балканах появилась очередная самопровозглашенная республика
«Просто время пришло», -- так коротко националистический лидер боснийских хорватов Анте Елавич разъяснил причины, по которым принято решение о фактическом создании в Боснии и Герцеговине нового сепаратистского гособразования. «Хорватское содружество Герцег-Босна», марионеточная квазистрана, созданная местными поборниками национальной идеи в начале югославских войн, а потом распущенная по Дейтонскому договору, вновь появилась на карте Балкан. Эту карту после единодушного голосования исправили 500 делегатов «конституционного совета», собравшиеся в Центре хорватской культуры в городе Мостар. На сцене в зале заседаний красовался огромный портрет покойного президента Хорватии Франьо Туджмана, вдохновителя концепции создания контролируемого из Загреба марионеточного режима на территории соседнего государства.

Путч Анте Елавича, представляющего интересы хорватов в коллективном президиуме Боснии и Герцеговины, обусловлен изменением общего климата в Боснии. Влияние националистов в обескровленной стране медленно, но слабеет, международные посредники ставят их деятельности все мыслимые и немыслимые препоны, иногда весьма вольно -- как считается, в интересах будущего -- трактующие демократические процедуры. Возглавляемая Анте Елавичем партия «Хорватское демократическое содружество» (ХДС) до сих пор пользуется влиянием в хорватских районах Боснии, но на последних выборах в ноябре прошлого года добилась скромного результата. Причина в том, что представители ОБСЕ, организовывавшие голосование, изменили избирательный закон таким образом, что преимущества получили партии, отстаивающие идеологию многонационального гражданского общества. В результате в начале февраля в республике удалось впервые сформировать дееспособное интернациональное правительство. По убеждению большинства наблюдателей, методы международных посредников -- как раз тот случай, когда благородная цель оправдывает средства, но Анте Елавич, естественно, этого не разделяет. Он считает по-другому: единого государства Босния и Герцеговина не существует, а одна из составляющих его политических единиц -- хорватско-мусульманская федерация -- и подавно мертва.

Государственное квазиобразование «Герцег-Босна» включает в себя три прилегающих к границам Хорватии кантона Боснии. Власть в них контролирует ХДС, а учрежденный в Мостаре конституционный совет становится чем-то вроде реввоенсовета, исполняющего функции и законотворческой, и исполнительной власти. Тот же совет намеревается аккумулировать поступления от сбора налогов, которые отныне никто не собирается отправлять в Сараево. Воинственные хорваты предъявили ультиматум и главному международному посреднику в Боснии Вольфгангу Петричу: в течение двух недель пересмотреть избирательное законодательство, иначе «Герцег-Босна» «окончательно» заявит о самостоятельности.

Хорватский бунт в Боснии -- крик политического отчаяния. Ситуация в последние месяцы в Боснии и Герцеговине развивается так, что политикам типа Елачича остается только один выход -- исчезнуть. Новые власти в Загребе амбиции боснийских соотечественников поддерживать, а тем более финансировать, не намереваются, о чем однозначно заявили и президент Хорватии Стипе Месич, и премьер Ивица Рачан. Очередным символом отношения Запада к идее боснийско-хорватской независимости стал приговор, вынесенный на минувшей неделе Гаагским трибуналом одному из бывших лидеров «сообщества Герцег-Босна» Дарио Кордичу -- 25 лет тюремного заключения. Так что объективно Анте Елавич и его соратники оказываются не у дел. Просто их время ушло.

Андрей СТАХОВ