Время новостей
     N°103, 09 июня 2003 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  09.06.2003
Ниязов дает уроки российскому МИДу
Ашхабад разрешил Москве поторговаться из-за двойного гражданства
Безрезультатной оказалась попытка российской дипломатии разрешить ситуацию, связанную с односторонним выходом Туркмении из российско-туркменского соглашения о двойном гражданстве. Делегация МИД России во главе с директором департамента консульской службы (ДКС) Владимиром Котеневым, в которую входили и представители кремлевской администрации, вернулась в субботу из Ашхабада после двухдневных консультаций, так и не добившись от Туркмении отмены ее решения о прекращении с 22 июня действия соглашения о двойном гражданстве. Договоренность об этой поездке российской делегации была достигнута 30 мая во время неформальной встречи Путина и Ниязова в кулуарах санкт-петербургского саммита СНГ.

Напомним, что 10 апреля Туркменбаши и Владимир Путин подписали протокол к российско-туркменскому соглашению о двойном гражданстве, предусматривавший прекращение действия соглашения, но лишь после ратификации этого решения парламентами обеих стран. В Госдуму РФ этот документ так и не поступил, а туркменский парламент ратифицировал протокол незамедлительно. Не дожидаясь новостей из Москвы, Ашхабад поставил лицам с двойным гражданством условие: либо до 22 июня они самостоятельно извещают органы о том, какое гражданство желают себе оставить, либо с 23 июня автоматически лишаются статуса гражданина России. Под нажимом Москвы Туркменбаши, однако, согласился провести дополнительные консультации.

Провал ашхабадских консультаций г-н Котенев обрисовал дипломатично, но исчерпывающе: пока продвижения не достигнуто, приезд российской делегации -- лишь первый шаг к разрешению непростой ситуации, возникшей после «поспешного» одностороннего выхода Туркмении из соглашения. Он сообщил, что сделанное в ходе консультаций предложение Ашхабада создать двустороннюю межправительственную комиссию предстоит сначала «изучить» и лишь потом определить временные рамки ее деятельности.

После первого дня переговоров с министром иностранных дел Туркмении Рашидом Мередовым Владимир Котенев выражал крайнюю озабоченность ситуацией с российскими гражданами в Туркмении и называл аргументацию Ашхабада несостоятельной. Однако российский дипломат надеялся, что на второй день трудности удастся преодолеть и проблема уладится.

Но, видимо, туркменская аргументация не изменилась и надежды г-на Котенева не оправдались. Туркменбаши его принимать не стал и вместо этого послал через него в Москву ясный сигнал, что готов еще поторговаться, предлагая создать межправительственную комиссию. При этом нет никаких признаков того, что туркменский диктатор признает себя ответственным за срыв подписанного им в Москве 10 апреля протокола. А, следовательно, с 22 июня, как и указал великий туркменский кормчий, заключенное в 1993 году соглашение в Туркмении уже действовать не будет и десятки тысяч русскоязычных в этой стране снова окажутся в полной зависимости от прихотей диктатора.

Таким образом, Москва потерпела еще одно чувствительное поражение в дипломатической войне с туркменским режимом. Всего десять дней назад, в день нежданного прибытия Туркменбаши на юбилей Санкт-Петербурга, МИД его страны разразился весьма оскорбительной нотой в адрес Москвы, подозревая российское руководство в неспособности обеспечить нормальное функционирование государственной власти в России. Поводом к бесцеремонным изыскам туркменской дипломатии стали выступления по российскому телевидению противников ашхабадского диктатора, обвинявших его в нарушениях прав человека. На Смоленской площади сочли возможным проглотить полученное от Туркмении оскорбление. Хотя легко себе представить, какова была бы реакция российского МИДа на подобное заявление, если бы оно исходило, скажем, из Латвии или Эстонии.

Игнорирует Туркменбаши и позицию других мировых столиц. С заявлением о серьезной озабоченности положением заключенных в Туркмении выступил в прошлый четверг на Постоянном совете ОБСЕ посол США в этой организации Стефан Миникес. Взволнованность дипломата вызвали сообщения о стремительно ухудшающемся состоянии здоровья Бориса Шихмурадова (бывший вице-премьер Туркмении, приговоренный к пожизненному заключению по обвинению в организации покушения на Ниязова). Г-н Миникес отметил, что все обращения и призывы к правительству Туркмении о соблюдении законности остаются без ответа. Американский дипломат вместе с послами Канады, Норвегии и Греции в ОБСЕ потребовали от Ашхабада обеспечить доступ родственников, врачей и международных наблюдателей к осужденным по делу о так называемом покушении. Страны ЕС, кроме того, выразили озабоченность по поводу отмены Туркменией двойного гражданства с Россией и введением новых правил выдачи выездных виз, по которым страну запрещено покидать женщинам моложе 35 лет и семьям.

А 3 июня с заявлением о ситуации в Туркмении выступила в Женеве и Всемирная организация против пыток (ВОПП). В нем сообщается, что Борис Шихмурадов находится в критическом состоянии; в результате перенесенных им в заключении пыток он уже не поднимается с тюремной койки и в таком состоянии ему вряд ли удастся выжить.

Аркадий ДУБНОВ