Время новостей
     N°103, 09 июня 2003 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  09.06.2003
Мироощущение на колесах
Автовладельцы готовы платить тысячи долларов, чтобы выделяться из железного потока
Не каждый владелец автомобиля, имеющий за плечами длинный водительский стаж, знает, что же такое автомобильный тюнинг. Между тем это понятие, в переводе с английского дословно означающее "настройка" или "регулировка", с каждым годом приобретает все большую известность в России. Одно из свидетельств тому -- проведение на ВВЦ в конце мая первой в стране специализированной выставки World of Car's Music and Tuning/WCMT-2003, посвященной различным направлениям тюнинга. Конечно, главным препятствием на пути развития тюнинга в России является отсутствие соответствующей потребительской культуры -- большинство автовладельцев по-прежнему относятся к машине только как к средству передвижения, не рассматривая ее как способ выражения собственной индивидуальности. Кроме того, у потенциального потребителя подобных услуг нет достаточного уровня доходов. В лучшем случае денег хватает лишь на покупку машины. Правда, бывают исключения: так, тюнинг представленной на выставке ничем не отличающейся по внешнему виду «девятки» обошелся ее владельцу более чем в 20 тыс. долларов. Вложенный капитал, скрывающийся под капотом, трудно разглядеть непрофессиональным взглядом -- это роторно-поршневой двигатель объемом 1,3 литра, который равносилен обычному с объемом 2,6 литра и мощностью 135 л.с.; регулируемые разборные амортизаторы JSport и т.д. Что же такое тюнинг в понимании российского потребителя и за что автовладелец готов выкладывать сумму, порой в несколько раз превышающую стоимость самого автомобиля? Можно сказать, что тюнинг -- это искусство, позволяющее даже самым неискушенным в дизайне автомобилистам кардинально изменить облик машины по своему вкусу и мироощущению, выделив ее из однотипной массы похожих друг на друга авто. Наибольшей популярностью пользуется внешний тюнинг, или тюнинг экстерьера. Он сразу бросается в глаза, и никто не проедет мимо, не заметив потраченные владельцем сотни долларов. Наиболее популярной услугой в тюнинговых ателье считается установка дисков в среднем по 50 долл. за штуку. На втором месте идут выхлопные трубы, за ними -- спойлеры и аэродинамические обтекатели. Интересно, что 70--80% внешнего тюнинга приходится именно на отечественные машины. «Взяв бэушную «девятку» за 3 тыс. долл. и украсив ее еще на полторы тысячи, можно получить неплохой и вполне симпатичный автомобиль», -- считает Александр Каретников из Sportmotors. В основном тюнингуют вазовские машины. «Трудно представить классическую «Волгу», обвешанную спортивной атрибутикой», -- поясняет г-н Каретников. Внешний же вид иномарок, особенно новых, практически не требует дополнительных украшений. Впрочем, и стоят они в два-три раза дороже. Кроме того, детали, которые тюнинговые ателье закупают у зарекомендовавших себя западных заводов-производителей, для конечного потребителя становятся чуть ли не в два раза дороже указанных в заводском прайс-листе. Сказываются и издержки на транспортировку, и штрафы за задержку хранения, и 20-процентная пошлина на заявленную стоимость производителя. В итоге, например, накладка на передние фары для Volkswagen Goif 4-й модели начальной стоимостью 30 долл. обойдется в 60--70 долл., а задний спойлер немецкой фирмы Lester на Opel Vectra 1995 года вместо 122 долл. будет стоить порядка 200 долл. Наружная роспись автомобиля также относится к внешнему тюнингу. Однако эта услуга менее популярна у владельцев отечественных авто. Процедура нанесения рисунка трудоемка и дорога: небольшой рисунок размером 30 на 30 см на какой-то части кузова стоит от 300 до 500 долларов. Как правило, разрисовать машину отваживаются те, у кого их несколько -- одна представительская для работы, другая для души. Роспись авто -- это жизненная философия, полагает Игорь Козинов, начальник отдела художественного дизайна и рекламы дизайн-студии «Авто Graf». «Для этого нужно внутренне созреть, поскольку окружающие будут судить о тебе по тому, как выглядит твоя машина. Приходя к нам, люди хотят нечто особенное, но затем понимают, что не готовы проявить себя. Многие мужчины захотели бы иметь на своей машине изображение обнаженной женщины, но решаются на это единицы», -- говорит г-н Козинов. Впрочем, есть несколько сюжетов, пользующихся наибольшим спросом: изображения животных, людей, «фэнтези», «киборг» и «техно». И если женщины предпочитают более спокойные, тяготеющие к гармонии изображения домашних животных, над которыми они могут властвовать (кошек, например), то у мужчин популярны более агрессивные сюжеты, например, рваные изображения деталей машины, рентгеновским способом вынесенные на кузов («киборг»). На более состоятельных клиентов рассчитан и тюнинг интерьера -- обшивка салона, установка особых кресел и аудио- или видеосистем. Если внешний тюнинг -- это в основном простая установка определенных деталей, то при внутреннем отсутствуют какие-либо стандарты и работы выполняются под заказчика. Представитель группы компаний «Сегодня и завтра», специализирующихся на отделке салонов, Дмитрий Горбунов говорит, что здесь-то и начинаются трудности, поскольку клиент зачастую не может объяснить, чего он хочет. В этом помогают специализированные дизайнерские студии -- клиент выбирает наиболее приглянувшийся эскиз салона, который затем подвергается графической компьютерной обработке для лучшего наглядного представления. Вся эта процедура, именуемая составлением дизайн-проекта, на которую уходит от нескольких дней до нескольких недель (в зависимости от степени сложности) обойдется в 1 тыс. долларов. А сама работа вместе с материалами может стоить от 2,5 до 25 тыс. долларов. Все зависит от фантазии заказчика: скажем, можно просто обтянуть сиденья кожей, а можно сделать кожаным весь салон, вплоть до ручек на дверях и панели приборов. Владельцы Mercedes G, например, предпочитают замену сплошного заднего дивана на сиденья из 600-й модели со встроенными консолью и баром. Установка аудиосистемы может обойтись от 300 долл. до 50 тыс. долларов. Однако, как отмечают сами тюнингаторы, звук теперь мало кого интересует: на его место пришли встраиваемые видеосистемы. Существует и спортивный тюнинг, который, пренебрегая внешним декором, сосредоточивается на ходовых характеристиках автомобиля. Главное -- максимальное ускорение, которое достигается за счет увеличения мощности двигателя и уменьшения веса машины. Вторая задача достигается простым путем -- выкидывается все, что связано с комфортом и не представляет для спортсмена никакой ценности: кресла, кондиционер, магнитола, шумоизоляция и т.д. Вместо этого устанавливаются спортивные анатомические кресла (от 75 до 130 долл.) с четырехточечными ремнями, которые не только легче обычных (7 вместо 20 кг), но и обеспечивают гораздо большую безопасность. Представитель фирмы RIDER, разработчик и производитель автокресел, настойчиво рекомендовал владельцам «Жигулей» как можно скорее сменить неортопедичные и небезопасные вазовские штатные кресла (при аварии спинка кресла сгибается пополам, а ребра жесткости каркаса могут впиться водителю в спину). Впрочем, зачастую любители быстрой езды выбрасывают немалые деньги на ветер. Как такового профессионального спортивного тюнинга в России практически нет, отмечает Олег Харитонов из клуба любителей и профессионалов «Спорттюнинг». Ввиду отсутствия у большинства ателье доступа к дорогостоящей специальной трубе обдува почти 90% аэродинамического обвеса не соответствуют нормам аэродинамики. В результате оборудование, призванное снижать коэффициент сопротивления воздуха и увеличивать прижимную силу, нередко дает обратный результат. Один из мифов, который кормит тюнингаторов, рассказывает Олег Харитонов, -- это установка фильтра нулевого сопротивления, который если и дает прибавку мощности, то практически незаметную для непрофессионала. Фильтр стоимостью 45долл. требует постоянного обслуживания, и если пренебречь этим, то вместо того, чтобы уменьшать сопротивление, он будет его увеличивать. За те же деньги гораздо полезнее доработать карбюратор и правильно отрегулировать двигатель, советует г-н Харитонов. Не дает особой прибавки и громкий прямоточный глушитель, который, однако, пользуется большим спросом (от 80до 400 долл.). «Мы пытаемся отойти от понятия «мощность», -- говорит представитель одного из тюнинговых агентств. -- Зачастую клиент не отдает себе отчета в том, сколько же ему требуется лошадиных сил, и, как правило до увеличения мощности мотора дело не доходит. Мы ограничиваемся установкой амортизаторов (от 200 долл. до 5 тыс. долл.) и доработкой трансмиссии (600--700 долл.). Это позволяют изменить разгонную динамику автомобиля». Существует множество способов увеличить мощность мотора, включая «чип-тюнинг», предполагающий изменение характеристик двигателя методом установки в блок управления микросхемы. Однако все они существенно снижают его ресурс. Так, доведенный до 200 л.с. «вазовский» двигатель сможет пробежать лишь 5--10 тыс. км.

ЯНА ВИКТОРОВА