Время новостей
     N°102, 06 июня 2003 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  06.06.2003
Борьба за надзор
На Международном банковском конгрессе спорят о допустимости «мотивированного суждения»
У Центрального банка, который переходит к неформальным подходам при оценке коммерческих банков, появился постоянный и влиятельный оппонент. Вчера на главном форуме российских банкиров -- XII Международном банковском конгрессе в Санкт-Петербурге -- член Совета Федерации Сергей Васильев публично выступил против большинства последних инициатив ЦБ в области надзора. Идеи сенатора близки к позиции банкиров, которые боятся всякого административного давления со стороны Центробанка.

Как говорит первый зампред ЦБ Андрей Козлов, петербургский конгресс в этом году впервые проходит не как «пресс-конференция министерства (то есть ЦБ. - Ред.) с подопечными организациями», а как диалог Центробанка с бизнесом. Что получится из этого диалога, станет ясно сегодня (газета «Время новостей» напишет о втором дне конгресса в понедельник), а пока банкиры выслушали самого Андрея Козлова и председателя Банка России Сергея Игнатьева.

Первый зампред ЦБ Андрей Козлов, курирующий надзорный блок, решил поделиться с бизнесом своей «картиной банковского сектора через 5--10 лет» реформирования. «В России может быть 5--6 очень крупных банков», сказал г-н Козлов, способных «сопровождать крупный бизнес в его международной экспансии», еще 20--30 банков, способных работать «на финансовых рынках ближнего зарубежья» и около 30 банков, «которые могут оказывать все услуги на внутренних рынках». Оставшийся сегмент рынка займут «десятки специализированных банков» и «несколько сот малых банков, которым суждено работать с малым и средним бизнесом».

Для наглядности г-н Козлов посоветовал банкирам внимательно выслушать председателя Центробанка Армении Тиграна Саркисяна, который первым делом сообщил, что в его стране «за последние два года были выведены из банковской системы 30% банков». «Кроме того, мы создали условия для слияний и реорганизации банков в (небанковские. - Ред.) кредитные организации: с 2005 года у нас будет установлен минимальный размер капитала в 5 млн евро», -- сообщил г-н Саркисян. «Банковская система Армении находится впереди нас по многим качественным параметрам, -- резюмировал Андрей Козлов, -- и нам есть чему поучиться».

Не секрет, что в своем стремлении учиться у лучших Центробанк пришел к необходимости ввести в надзорную практику понятие «мотивированного суждения» (то есть оценки банков по субъективным критериям). Но эта реформа неожиданно натолкнулась на жесткую критику. Вчера председатель комитета Совета Федерации по финансовым рынкам и денежному обращению Сергей Васильев заявил банковскому конгрессу: «Любые субъективные критерии создают возможность коррупции». В частности, как пояснил сенатор, это касается отбора банков в систему страхования вкладов (рассмотрение одноименного закона, как известно, отложено Госдумой до осени), поскольку среди критериев отбора, разработанных Центробанком, есть и оценочные -- например, качество корпоративного управления и бизнес-планирования. К тому же «наличие или отсутствие бизнес-плана имеет мало отношения к устойчивости банка», сказал г-н Васильев.

Затем сенатор раскритиковал все последние инициативы надзорного блока, начиная с нового положения об оценке деловой репутации банков (она выйдет в свет в ближайшее время). Инструкция, например, подразумевает запрет для лиц, совершивших экономические преступления, занимать посты в правлении или совете директоров банков. По словам Сергея Васильева, «это запрет на профессию». А «с точки зрения прав граждан такая вещь, как запрет на профессию со стороны ЦБ, противоречит Конституции и может быть реализована только в суде». Также нелестно он отзывается о предложении Центробанка предоставить его кураторам и инспекторам защиту от личного судебного преследования при вынесении мотивированного суждения: «Суд -- последняя инстанция, которая может защитить банки (от административного давления надзорных органов. - Ред.), у банков нельзя отнимать этой возможности».

По мнению Андрея Козлова, высказывания Сергея Васильева носят политический, а не практический характер. «Центробанк не запрещает гражданам заниматься определенным видом деятельности (что и является запретом на профессию. - Ред.). Инструкция об оценке деловой репутации касается участия в органах банка, принимающих решения, то есть определенных должностей, -- заявил первый зампред ЦБ газете «Время новостей». Что же касается судебной неприкосновенности для чиновников, выносящих мотивированное суждение, то г-н Козлов отмечает, что их «личная защита от судебного преследования не лишает коммерческий банк возможности предъявлять претензии в суде к Центральному банку».

Банкирам, судя по всему, ближе логика Сергея Васильева. По крайней мере президент Ассоциации российских банков Гарегин Тосунян заявил газете «Время новостей», что «мотивированное суждение в России означает только одно: произвол чиновников». «Просто любой банкир знает, что такое проверки из Центрального банка: проверяющие не всегда квалифицированны и их часто довольно много», -- соглашается один из участников конгресса на условиях анонимности. «Таким образом, -- заключает г-н Тосунян, -- Сергей Васильев согласился с нашей точкой зрения».

Между тем председателя Центробанка Сергея Игнатьева занимали в Петербурге совсем другие проблемы (хотя он и поддержал Андрея Козлова, заявив о приоритетности мер надзора для ЦБ). Главный банкир страны объявил о том, что Россия «находится в начале процесса дедолларизации (или, точнее, девалютизации) экономики». «Удельный вес валюты в совокупных пассивах банковского сектора в последние месяцы быстро снижается, -- обосновал свой тезис глава ЦБ, -- за апрель он снизился с 30,5% до 29,2%, что меньше, чем в июле 1998 года (29,4%)». Кроме того, по его данным, в этом году резко сократился отток наличной валюты за границу через комбанки (в марте-апреле превышение ввоза над вывозом банками составило 300 млн долл. в месяц против 1 млрд долл. в течение прошлого года) . «Трудно предположить, что так же резко сократился вывоз иностранной валюты гражданами. Очень вероятно, что масса наличной валюты в экономике сократилась», -- считает Сергей Игнатьев.

Юрий ВЕРЕТЕННИКОВ