Время новостей
     N°100, 04 июня 2003 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  04.06.2003
Noga беспокоит «Сухого»
Российский истребитель может не долететь до Ле-Бурже
Истребители марки «Сухой», возможно, не будут участвовать в главном авиасалоне года, открывающемся 15 июня на аэродроме Ле-Бурже под Парижем. Гендиректор Авиационного военно-промышленного комплекса (АВПК) «Сухой» Михаил Погосян вчера заявил, что вопрос о направлении во Францию «натурных образцов» (то есть реальных самолетов) до сих пор не решен. На «Сухом» опасаются, что техника может быть арестована по иску скандально знаменитой швейцарской фирмы Noga. Между тем другой отечественный разработчик истребителей -- Российская самолетостроительная корпорация (РСК) «МиГ» твердо намерена прилететь в Париж «на своих крыльях».

Фирма Noga охотится за российской собственностью уже ровно десять лет. По ее искам арестам подвергались зарубежные счета Банка России и Внешэкономбанка, а также учебный парусник «Седов». С 2001 года Noga переключилась на самолеты и сумела фактически изгнать российскую технику с престижных европейских авиационных мероприятий. В этом году наши власти поклялись положить конец «воздушной блокаде» Noga, но руководство «Сухого», видимо, не до конца уверено, что это обещание будет выполнено.

История претензий Noga к России уходит корнями в 1991--1992 годы, когда хозяин фирмы Нессим Гаон заключил с российскими властями контракты на поставку продуктов питания в обмен на нефть. Гаон утверждает, что по этим контрактам Россия осталась ему должна некую сумму, размер которой служит предметом дебатов. По словам Гаона, он располагает официальными письмами российских чиновников о признании 300 млн долларов долга. С учетов набежавших пеней и процентов теперь швейцарский бизнесмен оценивает этот долг примерно в 1 млрд долларов. Стокгольмский арбитраж по искам Гаона признал за Россией задолженность на 63 млн долларов. Начиная с 1993 года тот же арбитраж время от времени выносит постановления, позволяющие фирме Noga арестовывать российские активы в Западной Европе.

В июне 2001 года появилось подобное постановление в отношении российских самолетов, выставленных на авиасалоне Ле-Бурже. 22 июня того года, когда приставы с этим решением явились к воротам аэродрома Ле-Бурже, два самолета (Су-30 МК, представленный АВПК «Сухой», и МиГ-АТ, принадлежащий РСК «МиГ») экстренно улетели в Россию, ускользнув прямо из-под носа Гаона. Из-за опасений, что подобные случаи повторятся, АВПК «Сухой» и РСК «МиГ» не направляли свои самолеты на международные авиасалоны 2002 года в Берлине и Фарнборо (Великобритания), а также на несколько менее значимых воздушных шоу в Западной Европе.

В июле 2002 года министр промышленности и науки России Илья Клебанов заявил журналистам, что Фарнборо-2002 -- это последний авиасалон, в котором Россия не выставляет свои воздушные суда из-за проблем с Noga. Он также пообещал «решительные действия» по разрешению этого конфликта. Правда, ни г-н Клебанов, ни другие официальные лица никогда подробно не разъясняли, на какой принципиальной основе они собираются помириться со швейцарским бизнесменом.

В декабре 2002 года французский суд отверг серию исков Гаона к «Росавиакосмосу», администрации аэропорта Ле-Бурже и еще нескольким организациям и частным лицам, которых щвейцарец считает виновными в том, что арест «Су» и «МиГа» годом раньше сорвался. Noga подала на это решение апелляцию, которая будет рассматриваться сегодня. В зависимости от результатов этого нового разбирательства, сказал вчера Михаил Погосян, АПВК «Сухой» примет свое решение: отправлять самолеты на Ле-Бурже-2003 или нет. Если «Сухой» все же решит лететь, то центрам его экспозиции станет модернизированный истребитель Су-27СМ.

Начальник отдела по работе с общественностью РСК «МиГ» Сергей Тимофеев вчера сказал корреспонденту газеты «Время новостей», что «МиГ» фирмы Noga больше не боится. На нынешнем Ле-Бурже корпорация снова представит МиГ-АТ, которому пришлось так поспешно ретироваться из Франции два года назад, а также «экспортную» модернизацию истребителя МиГ-29MRCA. Всего в списке участников салона в этом году числятся 47 российских предприятий авиационной и космической промышленности.

Михаил КУКУШКИН