Время новостей
     N°100, 04 июня 2003 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  04.06.2003
Зимбабве в ожидании перемен
Оппозиция продолжает борьбу против власти Мугабе
Клубы слезоточивого газа, крики избиваемых людей, выстрелы, кровь -- так началась в Зимбабве неделя массовых выступлений против правительства. Организатором стало оппозиционное «Движение за демократические перемены», призвавшее своих сторонников предпринять «последнее усилие», чтобы свалить режим Роберта Мугабе.

В первый же день протестов страна оказалась парализованной. Закрылись предприятия и учреждения. Тысячи людей вышли на улицы. Их встретили специальные подразделения полиции и армейские части. По свидетельствам очевидцев, демонстрантов жестоко избивали, многих арестовали. В столичном районе Хатфилд по толпе открыли огонь боевыми патронами. Как утверждают полицейские чины, стреляли поверх голов для устрашения. Но, по некоторым данным, есть убитые и раненые. Центр столицы страны Хараре полностью блокирован военными. Всюду патрули, в воздухе барражируют вертолеты. Наглухо перекрыты все подступы к президентскому дворцу.

Власти еще накануне попытались устрашить оппозицию. Многие ее руководители, включая лидера Моргана Тсвангираи, были арестованы. Верховный суд объявил любые антиправительственные акции нелегальными, их участникам пригрозили безжалостной расправой. Но противников Мугабе это не остановило. Они явно оправились после волны репрессий.

«Движение за демократические перемены» возникло менее четырех лет назад. Президент Роберт Мугабе и правящая партия ЗАНУ-ПФ, бессменно находящиеся у власти с момента провозглашения независимости Зимбабве в 1980 году, не сразу разглядели опасность для своей прежде безраздельной монополии на власть. Но почувствовав угрозу, режим постарался разгромить оппозицию.

Кампания захвата ферм у белых жителей страны должна была не только лишить «Движение за демократические перемены» ощутимой финансовой и организационной поддержки со стороны белых. В условиях наступившей анархии был развязан террор против темнокожих членов оппозиции. Если число погибших белых не превысило полутора десятков, то жертвы среди черных исчислялись сотнями и тысячами.

Насилие достигло своего апогея накануне президентских выборов весной прошлого года. Престарелый Мугабе одержал на них победу, получив мандат на очередной шестилетний срок. Большинство иностранных наблюдателей отказались признать голосование свободным и честным.

Оппозиция же объявила, что будет бороться против режима. В апреле была проведена серия всеобщих забастовок, продемонстрировавших непрочность позиций президента Мугабе. Дело не только в сползании страны к диктатуре, но и в нарастающем экономическом кризисе.

Разгром белых фермеров подорвал аграрный сектор, который служил основой национальной экономики. В славившейся продуктовым изобилием стране, экспортировавшей продовольствие даже в Западную Европу, голодает свыше половины населения. Нет хлеба, муки, растительного масла, соли, сахара. Месяцами отсутствует бензин. Безработица составляет более 50%, инфляция достигла космических масштабов.

Оппозиция ощущает рост недовольства и отчаяния среди низов. Ждать еще пять лет до следующих выборов «Движению за демократические перемены», чье руководство находится под постоянной угрозой физического устранения, тоже не резон. Все это заставляет противников Мугабе идти на решительные действия. Если оппозиция докажет свою мощь, возможно, напуганные власти пойдут на диалог. Разговоры о досрочном уходе Роберта Мугабе на покой циркулируют постоянно. Если же режим сумеет подавить выступления, то репрессии лишь усилятся.

Правительство заняло жесткую позицию. Ведущий функционер ЗАНУ-ПФ Натан Шамуярира заявил, что «настал момент преподать урок «Движению за демократические перемены». А министр обороны Сидней Секеремаи предупредил, что «будут предприняты все надлежащие меры», чтобы восстановить порядок. Впрочем, министр, генералы и даже офицеры далеко не вся армия, чья позиция в нынешних обстоятельствах становится определяющей. Как поведут себя рядовые, когда придется стрелять в своих же братьев, сказать сложно. Видимо, это и хочет проверить зимбабвийская оппозиция.

Игорь ТАРУТИН