Время новостей
     N°99, 03 июня 2003 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  03.06.2003
«Нельзя гарантировать, что силы НАТО никогда не передислоцируются в Балтию»
Сегодня в Мадриде на уровне министров иностранных дел начинает работу Совет НАТО, который плавно перетечет в министерскую встречу «двадцатки» -- Совета Россия--НАТО, основанного на базе принятой в прошлом году в Риме декларации «Отношения Россия--НАТО: Новое качество». Своей оценкой нынешнего статуса этого «нового качества» наших контактов спецкор газеты «Время новостей» Катерина ЛАБЕЦКАЯ попросила поделиться спецсоветника генсека НАТО по вопросам Центральной и Восточной Европы Криса ДОННЕЛЛИ.

-- При учреждении Совета Россия -- НАТО было обоюдное желание работать эффективно. В ряде специфических областей имелись очень хорошие проекты для сотрудничества. Но старт был достаточно медленный, теперь же сотрудничество набирает темп. И все же оно не столь эффективно, как хотелось бы.

-- О каком сотрудничестве идет речь?

-- О необходимости реформировать вооруженные силы (ВС) от модели «холодной войны» к модели противостояния новым угрозам безопасности.

-- И какие здесь затруднения?

-- Реформа трудна и болезненна потому, что необходимо пересмотреть структуру и природу функционирования ВС. У России те же проблемы, что и у других стран, но наследие Советской армии делает их масштабнее. Ожидалось, что сотрудничество в сфере военной реформы будет более тесным. Ведь у Альянса, десятилетиями над этим работающего, значительно больший опыт в осуществлении подобных преобразований.

-- Что же сдерживает наше взаимодействие?

-- С российской стороны -- недостаток доверия к НАТО. До сих пор живет представление о НАТО как потенциальной угрозе, оно заложено в российскую концепцию национальной безопасности. Есть еще проблема огромной инфраструктуры российских ВС -- совершенно бесполезной, но поглощающей большую часть оборонного бюджета и препятствующей созданию в России современной армии. Но это проблема не только России, а всех европейских стран. И она серьезнее, чем вопрос доверия.

-- Но откуда может возникнуть доверие, если до сих пор нет четких гарантий, что НАТО не пошлет в страны, соседствующие с Россией, свои войска?

-- Я очень хорошо понимаю, почему российская сторона все еще «недоверчива». Приведенный пример как раз поясняет это. Но на проблему можно смотреть иначе. Мир изменился, и члены НАТО смотрят на угрозы своей безопасности не так, как 10--12 лет назад. Большинству стран НАТО трудно понять российскую позицию, так как в их глазах сама мысль о войне между Западом и Россией нелепа.

-- И все же НАТО рвется к границам России...

-- Ваш вопрос как раз и свидетельствует о «проблеме взаимопонимания». Рассуждения НАТО лежат абсолютно в иной плоскости. Поэтому Альянс и не может оценить степень российского беспокойства.

-- Как же НАТО собирается избавить Россию от этой тревоги?

-- В странах Центральной и Восточной Европы та же проблема. Они не реформируют свои ВС, поскольку опасаются России. Причина не в доверии, а в нежелании военных одобрить процессы, чреватые крушением их карьеры. Это понятно, но странам нужна иная система безопасности.

-- Но она должна быть принята общественным мнением, в том числе российским. А ему нужна уверенность в том, что близ границ России не объявятся силы Альянса, что страны Балтии присоединятся к Договору об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ).

-- НАТО не может диктовать своим членам, что им делать с ДОВСЕ. Это вопрос национальной компетенции. К тому же и Россия как участник ДОВСЕ не выполняет взятые в 1999 году обязательства по Молдове и Грузии.

-- Извините, обязательства Москвы по Молдавии и Грузии носят политический характер и к ДОВСЕ не относятся.

-- Эти детали я не знаю.

-- Так будет ли выполнено обещание генсека НАТО о неразмещении дополнительных военных контингентов на территории новых членов Альянса?

-- Сейчас ни генсек, ни члены НАТО не видят причин размещать войска в странах Балтии. Но невозможно дать абсолютную гарантию, что мы никогда не сделаем этого. Ведь Альянс, имея очень серьезную оборонную составляющую, обязан прийти на выручку государствам, которые обратятся к нему за помощью.

-- То есть снять российские озабоченности НАТО не может?

-- В этом смысле -- да. Но не надо рассматривать пограничную линию как передовую линию фронта. Это проблема взаимного непонимания. Ведь из Брюсселя НАТО уже не видит угрозы со стороны России и смотрит в другом направлении.

-- Наверное, это Ирак, куда Польша уже собралась направить свои войска?

-- Поговорим сначала об Афганистане. В августе НАТО берет там руководство международными стабилизационными силами. Это абсолютно новая роль и поистине историческое событие для НАТО, ибо произойдет это вне Европы. Что касается Ирака, то роль Польши в Ираке -- это национальная компетенция. Не исключено, что члены Альянса, а НАТО следует их решению, захотят играть какую-то роль в Ираке. И афганский прецедент покажет, как это делать. НАТО лишь предоставляет организационные преимущества, а любая страна, в том числе и Россия, может к этому присоединиться. Детали же -- вопрос переговоров.

-- Лорд Робертсон намерен покинуть в этом году пост генсека НАТО. Вы останетесь?

-- В середине июля я покидаю НАТО. С 21 августа я приступаю к работе в качестве советника главы Академии обороны Великобритании по вопросам улучшения исследований и сотрудничества с другими странами в области новых угроз безопасности. Эта новая структура, возникшая в ходе военной реформы, встанет над всеми военными учебными заведениями Великобритании. Наши исследования будут включены в процесс принятия политических решений. А на двустороннем уровне мы будем сотрудничать и с Россией -- с Минобороны, Генштабом.

Беседовала Катерина ЛАБЕЦКАЯ