Время новостей
     N°98, 02 июня 2003 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  02.06.2003
Совет президента
Владимир Путин указал депутатам, как вести себя в предвыборный год
В минувшую пятницу, в преддверии апофеоза торжеств в Санкт-Петербурге, президент Владимир Путин направил депутатам Федерального Собрания бюджетное послание, в котором определил, в частности, основные задачи бюджетной и налоговой политики на 2004 год и на среднесрочную перспективу. Правда, сделал он это с двухмесячным опозданием. Согласно Бюджетному кодексу, бюджетное послание должно направляться в Федеральное Собрание не позднее марта. Задержка связана отнюдь не с тем, что весной президент еще не определил контуры бюджетной политики. Все дело в том, что бюджетное послание всегда следует за посланием президента Федеральному Собранию, которое, как известно, в этом году было оглашено гораздо позже, чем обычно.

Впрочем, похоже, что от переноса срока обнародования бюджетное послание только выиграло. По крайней мере, в марте оно не могло быть столь конкретным. Сейчас же в нем в сжатой форме содержатся конкретные предложения Минфина, в том числе по налогам (послание, по данным источников газеты «Время новостей», готовилось именно в этом министерстве), многие из которых в течение апреля--мая были одобрены правительством, а иные уже внесены в Госдуму в качестве законопроектов. Таким образом, из-за временного сдвига у послания появились иные задачи. Ведь сегодня уже вряд ли необходимо определять бюджетную политику России на очередной финансовый год, как того требует от документа Бюджетный кодекс. Это уже давно сделано, что называется, в рабочем порядке, и сейчас правительство находится на более поздней стадии подготовки бюджета-2004: в кабинет министров уже внесены его основные параметры. Причем Минфин сделал это день в день с обнародованием президентского бюджетного послания. Поэтому теперь послание стало своего рода обращением к парламентариям с настоятельной просьбой благосклонно отнестись к будущим предложениям по формированию бюджета-2004 и уже внесенным в Госдуму -- по изменению налоговой системы. Причем президент показал, что поддерживает правительственные налоговые новации. В бюджетном послании прямо сказано о целесообразности снижения в 2004 году НДС с 20 до 18%, а уменьшение эффективной ставки ЕСН отнесено на 2005 год. «Депутаты, конечно, вправе проголосовать против этих предложений, но президент дал понять, что решение по этому вопросу принял и в случае чего может воспользоваться правом вето. Это определенный сигнал политический элите», -- сказал корреспонденту газеты «Время новостей» источник во властных структурах. При этом г-н Путин предупредил депутатов, чтобы они не пытались делать федеральный бюджет 2004 года «заложником предвыборных амбиций, отраслевого лоббизма и заведомо невыполнимых обещаний». Впрочем, понятно, что об этом легче написать, чем заставить депутатов следовать таким рекомендациям, тем более в предвыборный год. За доказательствами далеко ходить не надо. Достаточно вспомнить региональный промосковский лоббизм вице-спикера Госдумы Георгия Бооса, настаивающего на сохранении в 2004 году налога с продаж. Или недавнее предложение пропрезидентских думских центристов увеличить с 1 октября этого года зарплаты всем бюджетникам, а не только тем, кто финансируется из центра. По предварительным оценкам, из федерального бюджета 2003 года надо выделить на это дополнительно примерно 7 млрд рублей. Так что предвыборная раскрутка бюджета-2003 уже идет. На очереди бюджет-2004. А аппетит, как известно, приходит во время еды.

Согласно предложениям Минфина, внесенным в правительство, доходы федерального бюджета в 2004 году планируются в размере 2686,16 млрд руб. (17,7% ВВП), расходы -- в объеме 2591,09 млрд руб. (17,1% ВВП), в том числе непроцентные без учета ЕСН -- 1861,43 млрд руб. (12,3% ВВП), профицит -- 95,06 млрд руб. (0,6% ВВП). Объем ВВП в абсолютном выражении в 2004 году запланирован на уровне 15,161 трлн рублей.

Ранее глава Минфина Алексей Кудрин заявлял, что бюджет-2004 будет составлен исходя из прогноза курсовых соотношений на уровне 31,9 руб. за один доллар, 1,2 долл. за евро, роста ВВП на 5% и цены российской нефти 22 долл. за баррель. При этом предполагается, что бюджет-2004 будет сбалансирован, то есть его расходы будут равны доходам при цене российской нефти на уровне 20 долл. за баррель. Как ожидается, правительство рассмотрит основные параметры федерального бюджета следующего года 5 июня.

Михаил ВОРОБЬЕВ