Время новостей
     N°98, 02 июня 2003 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  02.06.2003
Успейте занять очередь за страховкой
Как воспользоваться «автогражданкой»
До вступления в силу закона об обязательном страховании автогражданской ответственности (ОСАГО) остался месяц: тарифы известны, правила утверждены, обратного пути нет. Несмотря на то что большая часть общественности воспринимает ОСАГО как очередной налог, обязательная «автогражданка» -- вещь полезная. Газета «Время новостей» рассказывает, где автовладельцу следует искать «подводные камни» и как извлечь из новой системы выгоду.

В первых рядах

Несмотря на то что закон об ОСАГО вступает в силу с 1 июля этого года, в принципе с покупкой обязательного полиса можно не торопиться еще полгода. Ведь штрафовать на 800 руб. за отсутствие оного начнут только с 1 января 2004 года. Сразу заметим, что обмануть инспектора ГИБДД фальшивым полисом или отговоркой «забыл дома» не удастся. Во-первых, без полиса не удастся пройти техосмотр. Во-вторых, посты ДПС будут иметь выход в общую информационную систему страховщиков, где будет указано, есть у вас полис или нет. Так что тянуть целых полгода с приобретением полиса не стоит. Тем более что, по прогнозам страховщиков, с осени в офисах страховых компаний будут приличные очереди за полисами -- стоять в них, думается, мало кому по нраву. «Первое время покупать обязательные полисы наверняка будут одновременно с регистрацией и перерегистрацией машин, -- объясняет директор по развитию страховой компании «Гефест» Александра Шахова. -- В столице это 2 тыс. автомобилей каждый рабочий день. Нам просто оценщиков на всех не хватит». Заместитель гендиректора «Страхового Дома ВСК» Владимир Новиков считает, что проблемой также является формирование инфраструктуры как по сбыту, так и по урегулированию убытков. «Неожиданный наплыв посетителей и другие нестыковки могут вызвать определенного рода трудности. Те же бланки полисов могут закончиться как в каком-то подразделении, так и в целой компании», -- пояснил он.

Где, что, почем

По закону об ОСАГО приобрести обязательный полис можно будет в любой из 120 компаний -- членов профорганизации по ОСАГО -- Российского союза автостраховщиков (РСА). Цена и условия по полисам во всех этих компаниях -- одинаковые. Кстати, первые 54 компании союза уже подали документы на получение соответствующей лицензии. Так что, судя по всему, если не возникнет проблем с получением лицензий, то и с началом продаж полисов с 1 июля проблем возникнуть не должно.

Для оформления полиса автовладельцу необходимо будет предъявить свой паспорт и техпаспорт автомобиля, а страховщик, исходя из данных в этих документах, рассчитает конкретную цену полиса. Формула проста, и каждый сам может легко посчитать, сколько ему придется заплатить за полис. Для этого нужно умножить базовый тариф (1980 руб.) на региональный коэффициент (для Москвы -- 2), затем умножить получившуюся сумму на повышающие коэффициенты по стажу и возрасту водителя, мощности двигателя автомобиля и сезонности использования машины. Самый дорогой полис, с учетом всех коэффициентов, должен стоить не дороже 400 долларов. А среднестатистический столичный автовладелец (старше 22 лет, опыт вождения более 2 лет, ездит на «Жигулях») заплатит за годовой полис ОСАГО около 130 долларов.

Лишний повод застраховаться уже с 1 июля -- право правительства пересматривать тарифы раз в полгода. Глава РСА Андрей Слепнев утверждает, что пересмотр будет в сторону повышения, потому что сейчас тарифы слишком занижены из-за недостатка статистики.

Вместе с полисом вам бесплатно выдадут его дубликат и наклейку на стекло о том, что полис у вас есть. Если вы их потеряете, то первые два раза полис и наклейку будут восстанавливать бесплатно, а потом -- за небольшие деньги. Сумма еще не утверждена, но при обсуждениях называются 50 рублей.

По относительно дорогому обязательному полису (цена сравнима или дороже аналогичного добровольного) вы получаете довольно широкое страховое покрытие на 400 тыс. руб. Из них до 240 тыс. руб. будут выплачиваться пострадавшим в аварии людям, и до 160 тыс. руб. -- на восстановление поврежденных вами автомобилей и прочего имущества. В РСА отмечают, что такого лимита должно хватить большинству водителей. По статистике, средняя величина зарегистрированного сотрудниками ДПС убытка в Москве составляет около 1 тыс. долл., а на 4--10 тыс. долл. «попадают» только в 1--3% аварий.

Примечательно, что ОСАГО, в отличие от добровольных полисов, обязывает страховщика платить, даже если виновник аварии был пьян, скрылся с места ДТП, не имел полиса или не был вписан в него как водитель данной машины.

Получить деньги после аварии будет очень просто. Участники ДТП должны обменяться данными о полисах (номер, контакты страховщика), вызвать ГИБДД или заполнить упрощенный протокол об аварии, который подписывается участниками ДТП и заверяется на ближайшем посту ГАИ. Эти данные предоставляются в страховую компанию, выдавшую полис. Страховщик в течение пяти дней проведет за свой счет независимую экспертизу поврежденных автомобилей и определит сумму выплаты. Из гарантийного фонда РСА покрывается ущерб, причиненный незастрахованными или сбежавшими с места аварии виновниками ДТП.

Заметим, что упомянутый упрощенный протокол об аварии вводится с таким расчетом, чтобы российский полис стал действовать в европейских странах. «После вступления России в систему «зеленой карты» в 2005 году российский полис ОСАГО начнет действовать и в Европе, а значит, автовладельцам при поездках за границу на личном автомобиле не придется дополнительно страховать свою автогражданскую ответственность», -- отметил глава отдела маркетинга департамента комплексного страхования «Ингосстраха» Игорь Александров.

Выгодный обмен

На днях глава страхнадзора Константин Пылов заявил, что всем застрахованным по АГО добровольно придется расторгнуть свои договора при покупке обязательного полиса. С одной стороны, это, конечно, не очень приятно, но и из этого можно извлечь выгоду.

По словам заместителя гендиректора страховой компании «Россия» Николая Николаева, деньги застрахованных не пропадут. «Им будет предложно либо забрать оставшиеся взносы (около половины, если до окончания срока действия полиса осталось от полугода), либо учесть эти взносы при оплате полиса ОСАГО», -- говорит он. Именно по такому пути пойдет большинство компаний. Впрочем, некоторые также предложат переоформить и продлить добровольный полис с учетом лимита ответственности по обязательному. Последний будет учитываться как франшиза (неоплачиваемая добровольным полисом часть убытка), и, соответственно, добровольная страховка обойдется дешевле.

Впрочем, если выждать с год, то достраховаться к обязательному полису можно будет на 25--30% дешевле. А через 2--3 года добровольная «автогражданка» просто станет бонусом к обязательной страховке и будет стоить вдвое меньше, чем сейчас. Кроме того, доступнее на 25% станут и полисы от ущерба, ведь большая его часть будет компенсироваться за счет ОСАГО. А вот страховка от угона, наоборот, будет дорожать. Во-первых, ОСАГО на активность угонщиков не влияет. А во-вторых, страховщики за счет удорожания полисов по угону будут компенсировать убытки по ОСАГО.

Коэффициенты, влияющие на стоимость полиса ОСАГО
Место регистрации автомобиля Стаж вождения/возраст, лет Мощность двигателя, л.с. Период использования автомобиля, месяцев
Москва Подмосковье, до 50 км от столицы Подмосковье, свыше 50 км от столицы До 2/до 22 От 2/до 22 До 2/от 22 От 2/от 22 До 50 50--70 70--95 95--120 120--160 160--200 От 200 6 7 8 9 10-12
2 1,6 1,4 1,3 1,2 1,15 1 0,5 0,7 1 1,2 1,6 1,7 1,9 0,7 0,8 0,9 0,95 1

Василий ГРИШЕЧКИН
//  читайте тему  //  Автогражданка