Время новостей
     N°97, 30 мая 2003 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  30.05.2003
Вместо сердца -- пламенный Ширак
Французский президент не пустил американские двигатели на новый европейский самолет
На этой неделе крупнейший в Европе и второй по значимости в мире аэрокосмический концерн EADS официально объявил о начале реализации программы строительства нового военно-транспортного самолета Аirbus A400М. Соответствующий договор был подписан во вторник в Бонне между концерном и европейским агентством военной техники OCCAR, в которое входят семь стран -- членов НАТО: Бельгия, Великобритания, Германия, Испания, Люксембург, Турция и Франция. Они заказали 180 новых военно-транспортных самолетов. Даже Великое герцогство Люксембург позволило себе раскошелиться на один А400М.

Этот 20-миллиардный заказ -- крупнейший в истории EADS. Сопредседатели правления концерна Филипп Камю и Райнер Хартрих, окрыленные первым шагом на пути к реальному взлету нового транспортника, заявили, что А400М обладает хорошими предпосылками для того, чтобы в ближайшие годы «заменить значительную часть всемирного флота тактических транспортных самолетов». О реальных размерах этой предполагаемой «части» ничего, однако, не говорилось.

Главным потребителем новых военных транспортников станет немецкое люфтваффе, для которого после многолетних мучительных дискуссий (в ходе одной из них в парламенте даже обсуждался вопрос о доверии федеральному канцлеру Шредеру) заказано 60 машин А400М общей стоимостью 8,3 млрд евро.

Помимо стран, входящих в агентство OCCAR, по мнению концерна EADS, заинтересованность в приобретении самолета проявят «другие крупные вооруженные силы», с которыми уже ведутся переговоры. Однако даже в государствах ЕС проект нового транспортного самолета до последнего момента продвигался со скрипом. Лишь несколько дней назад бундестаг благословил финансирование немецкого участия в этом дорогостоящем проекте. Однако Италия и Португалия полностью отказались от проекта в связи с его дороговизной.

Для немцев участие в производстве новых военно-транспортных самолетов оправдано не только отсутствием в бундесвере современного воздушного транспорта для переброски тяжелой техники на большие расстояния. Сборка двигателей для A400M будет производиться в Германии, что на многие годы вперед обеспечит ей сотни рабочих мест. Это решение было отвоевано в борьбе с американскими конкурентами, изо всех сил рвавшимися к участию в проекте. Французский президент Жак Ширак лично повел европейских авиастроителей на баррикады против американской фирмы Pratt & Whitney и шефа французского отделения Airbus Ноэля Форжара, отдававшего предпочтения моторам из США. В начале мая ему удалось окончательно убедить авиастроителей, что для A400M единственно приемлемым является двигатель европейского производства.

В первых числах мая европейским производителям двигателей была специально выделена неделя, чтобы те «как следует» подумали о предлагаемых условиях. После некоторых колебаний финансового характера борьбу Ширака поддержало правительство Шредера в борьбе за европейский мотор -- как было сказано, по «стратегическим и производственно-политическим соображениям». Американская фирма предлагала более выгодное финансовое решение. Однако дополнительными рабочими местами в европейском авиастроении пренебрегать было тем более нельзя.

Юрий ШПАКОВ, Берлин