Время новостей
     N°96, 29 мая 2003 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  29.05.2003
Оправдание отменяется
Последний герой «Котляковского дела» получил 14 лет тюрьмы
Мосгорсуд вчера огласил новый приговор по одному из самых скандальных уголовных дел 90-х годов -- о взрыве на Котляковском кладбище. Единственный из оставшихся у правосудия обвиняемых -- Михаил Смуров, один раз уже оправданный судом, -- теперь признан-таки виновным и получил 14 лет колонии строгого режима. Впрочем, его защита сразу заявила, что с таким вердиктом категорически не согласна и обжалует его в Верховном суде (ВС).

Взрыв на Котляковском кладбище, в результате которого 14 человек погибли и 16 были ранены, прогремел 10 ноября 1996 года и завершил собой затяжную криминальную войну, несколько лет длившуюся между общественно-коммерческими структурами ветеранов афганской войны. По данным следствия, в 1991 году государство предоставило Российскому фонду инвалидов войны в Афганистане (РФИВА) налоговые и таможенные льготы, благодаря которым организация получала огромные прибыли на поставках в Россию табака, ликероводочной продукции, машин и т.д. В конце 1993 года на очередном съезде РФИВА его тогдашнего председателя Валерия Радчикова -- инвалида, потерявшего в Афганистане обе ноги и одновременно являвшегося действующим полковником ГРУ, -- обвинили в финансовых махинациях и сняли с должности, а его пост занял другой «афганец», Михаил Лиходей. Лиходей был взорван неизвестными в подъезде своего дома 10 ноября 1994 года -- как раз в тот день, когда получил новые регистрационные документы и печать фонда, которые Радчиков новому руководству не отдавал. Новым главой фонда был избран Сергей Трахиров, также находившийся с Радчиковым в конфликте. А 10 ноября 1996 года он вместе со своими соратниками по РФИВА пришел на могилу Лиходея на Котляковском кладбище помянуть друга. Когда у могилы «афганца» собралось около 40 человек, взорвалась мощная бомба, закопанная прямо в могилу.

По подозрению в преступлении были задержаны Валерий Радчиков и два его знакомых «афганца» -- Михаил Смуров и Андрей Анохин. По версии следствия, организовал теракт бывший глава РФИВА, чтобы отомстить за свое изгнание и одновременно устранить конкурентов. К тому времени Радчиков создал свой «параллельный» афганский фонд, который также претендовал на получение от властей льгот по коммерческой работе. Как полагали следователи Генпрокуратуры, Радчиков за деньги заказал проведение теракта своего давнему приятелю Андрею Анохину, которому и передал взрывное устройство мощностью около 4,5 кг тротила. Анохин же попросил помочь своего знакомого Михаила Смурова. За день до поминок, по данным обвинения, Смуров и Анохин закопали управляемую бомбу в могилу Лиходея, а 10 ноября, находясь неподалеку, привели ее в действие.

Расследование двигалось тяжело, еще больше года его рассматривал Московский окружной военный суд. В конце концов в январе 2000 года все трое обвиняемых, все время находившиеся под арестом, были полностью оправданы. При этом суд учел противоречивость показаний как самих обвиняемых, так и свидетелей, данных разных экспертиз, а также то, что на подсудимых во время следствия якобы оказывалось давление.

Генпрокуратура опротестовала приговор в ВС, и через год он был отменен и после дополнительного расследования направлен на новое рассмотрение. Однако к этому времени из прежних подсудимых в распоряжении следствия остался только один Смуров. Радчиков погиб в автокатастрофе, а Анохин ударился в бега и до сих пор находится в розыске.

Учитывая, что г-н Смуров является гражданским лицом, дело на этот раз рассматривал не военный, а Мосгорсуд, которому на это хватило всего четыре месяца. При этом представители Фемиды пришли к прямо противоположным выводам, нежели военный суд, и согласились уже с позицией следствия -- что Михаил Смуров виновен в совершении теракта. Правда, суд снял с него обвинение в приобретении и изготовлении взрывного устройства «за истечением срока давности».

Александр САШИН