Время новостей
     N°95, 28 мая 2003 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  28.05.2003
Фарфоровый рай
После семидесяти лет разрухи в Петербурге открылся дворец Строгоновых
Теперь он не зеленый, а розовый, родовой дворец Строгоновых на Невском проспекте. После двух лет поисков и споров зданию, построенному к 50-летию Петербурга бывшим москвичом бароном Сергеем Григорьевичем Строгоновым, возвращен исторический цвет. В 1750-е годы Франческо Растрелли, главный архитектор ансамбля, вынужденный надстраивать «чужые хоромы» (первый дом знаменитых солепромышленников был двухэтажным), использовал saumon (такое благородное название придумал розовому а la Strogonoff критик Александр Бенуа) для того, чтобы зрительно облегчить свое строение. Затем, в период неоклассицизма, здание было желтым, вновь розовым оно стало в эпоху возрождения барокко (1840-е годы), красным в конце XIX века и, наконец, в 1920-е годы, в период первой «романтической реставрации» дворца, было признано, что зеленый -- излюбленный цвет итальянского мастера. Только теперь, после восстановления хронологии событий, стало очевидно, что такое решение в известной степени погубило визуальное восприятие архитектуры дворца, сделав ее приземистой и «грубой».

Возрожденные фасады -- большой, но не единственный успех реставрации, которая с перерывами велась с 1991 года. Теперь в полном блеске можно видеть и восемь залов парадного этажа, причем перед нами своеобразный и изысканный чертеж истории рода -- портрет четырех поколений семьи. Например, в непосредственной близости от единственного в Петербурге подлинного зала Растрелли (Большой зал) в подражание ему сто лет спустя правнучкой первого владельца была выстроена Большая гостиная. «Сумасшедшая красота» Парадной столовой -- результат усидчивых штудий крепостным архитектором Строгоновых, великим зодчим Казанского собора Андреем Воронихиным идей двух выдающихся мастеров неоклассицизма Чарлза Камерона и Джакомо Кваренги. Полулюстры, которые теперь освещают столовую, появились в результате десятилетней работы по воплощению в жизнь сохранившегося лишь в акварельных эскизах замысла Воронихина. Заслуживают особого внимания и отреставрированные «строгоновские лоджии» -- копии фресок Рафаэля в Ватикане.

Спустя семьдесят лет после своего закрытия Строгоновский дворец возродился. В настоящее время его следует назвать фарфоровым, поскольку ближайшие месяцы, а может быть, и годы он будет местом экспонирования произведений прославленных российских фарфоровых заводов. Начинается серия этих выставок с представления завода Гарднера.

Сергей КУЗНЕЦОВ, Санкт-Петербург