Время новостей
     N°36, 28 февраля 2001 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  28.02.2001
Светлый образ
Хорошие парни из Минпечати против плохих из Госдепа
Министр печати Михаил Лесин рассказал вчера о комплексной программе, которую вверенное ему министерство в течение «ближайшего времени» собирается реализовать на территории США. Все меры, по словам министра, направлены на формирование положительного образа России на Западе: «Сколько можно обманывать американцев рассказами о том, что происходит в нашей стране, в том числе и со свободой слова», -- возмутился министр печати.

Этому заявлению Михаила Лесина предшествовало его выступление на расширенной коллегии Минпечати, где подводились итоги работы ведомства за 2000 год. Выслушав доклад первого замминистра печати Михаила Сеславинского о положительных и отрицательных тенденциях в отрасли, министр обратился в переполненный до отказа зал: «Все согласны с прозвучавшими в докладе фактами?». Зал единодушно согласился. «А вот госдепартамент США не согласен, -- продолжал г-н Лесин, -- говорит, что положение СМИ в России ухудшилось благодаря нашей работе» (Минпечати. -- Ред.). Министр печати имел в виду опубликованный накануне ежегодный доклад американского госдепа о соблюдении прав человека в различных странах мира, в том числе и в России (подробнее см. стр. 6). Г-н Лесин заметил, что в СМИ, конечно, была подмена тезисов «свобода слова» и «бизнеса». Тут же прозвучала самокритика министра о собственном участии в подписании печально известного протокола №6, которое чуть не стоило г-ну Лесину министерского кресла: «Я тоже принял участие в этой подмене тезисов, подписывал некоторые протоколы, а потом отчитывался об этом...». Однако потом он добавил: «Потому что считаю, что НТВ и другие СМИ «Медиа-Моста» должны оставаться на рынке». После этого министр Лесин неожиданно сменил тему: «Я уже давно перестал стесняться слова «пропаганда». Мы должны пропагандировать Россию на международном рынке, ее положительный образ. А то выглядим в их глазах, как медведи, ходим и рычим!». Позже на вопрос одного из журналистов, «не имел ли в виду министр печати кого-то конкретно из одноименной фракции», г-н Лесин ответил: «Да нет, речь идет о тех самых, бурых, которые в лесу».

После выступления на коллегии Михаил Лесин рассказал журналистам о том, что имел в виду, когда говорил о пропаганде России в глазах мировой общественности. По словам министра печати, группа специалистов его ведомства уже полтора месяца готовит публичный доклад о состоянии свободы слова и свободы деятельности СМИ на территории США. Этот доклад, по словам министра, уже в марте будет представлен на суд общественности, и в частности президентам России и США. Министр печати убежден, что в России «свободы слова больше», чем в США, аргументируя это тем, что американские СМИ принадлежат «в основном 50 крупным корпорациям, а в России -- примерно тысячи», из чего г-н Лесин делает вывод, что «в Америке СМИ выражают позицию всего 50 человек». «А если так, то кто из нас лучше обеспечивает свободу слова?» -- резюмировал глава Минпечати.

Михаил Лесин упрекнул одного из руководителей «Медиа-Моста» Игоря Малашенко, встречавшегося недавно с советником по национальной безопасности президента США Кандолизой Райс, в том, что на основании его рассказов был составлен доклад госдепартамента США о ситуации со свободой слова в России: «Опозорил нашу страну на весь мир, хотя и напомнил жалобу парня, которого плохие ребята зажали в соседнем подъезде». Видимо, чтобы другим «парням» из России было неповадно так поступать, Минпечати готовит специальную промоушн-акцию. По словам г-на Лесина, его ведомство готовит целую серию социальных роликов, которые скоро должны появиться в электронных и печатных СМИ США. Все они будут направлены на формирование позитивного образа России в глазах американских граждан. Конкретно о содержании роликов министру печати пока говорить не стал, но не исключил, что подобные акции могут состояться и в странах Европы. Говоря о том, на какие средства эти ролики будут сниматься, а главное, размещаться в эфире американских телекомпаний, министр печати объяснил, что «это могут быть не только бюджетные деньги, но и средства, заработанные министерством от проведения конкурсов». Кроме того, г-н Лесин не исключил, что «к социальной акции» могут подключиться и представители бизнеса, многим из которых, по словам министра, «давно небезразлично, как выглядит образ России на Западе». «В общем, денег на это жалеть не будем», -- подытожил министр, так и не назвав конкретных цифр. На вопрос газеты «Время новостей», насколько серьезны все вышеуказанные заявления министра печати и понимает ли он, какой резонанс это может вызвать на Западе, Михаил Лесин ответил: «А вам что, нравится, в каком свете нас там выставляют, или вы боитесь, что вам больше не дадут американскую визу?».

Евгений Киселев, генеральный директор НТВ:

-- На самом деле Лесин проговорился. Когда он говорит, что слова Малашенко напоминают жалобу парня, он тем самым, в общем, признает, что он, Алик Кох, Вова Устинов и иже с ними -- те самые «плохие ребята», которые «зажимают других в соседних подъездах».

А текст, который сегодня выдал министр печати по поводу США, может быть только информационным поводом для Шендеровича или для выступления Жванецкого. Я бы подумал, что либо Лесин был не в себе, либо у него жар.

Арина БОРОДИНА