Время новостей
     N°34, 26 февраля 2001 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  26.02.2001
Тлеющие мосты Штази
Каков потенциал бывшей разведки ГДР? Об этом берлинский корреспондент газеты «Время новостей» Юрий ШПАКОВ спросил немецкого историка Хубертуса КНАБЕ, автора книги «Работа МГБ на западном направлении». Он прослужил несколько лет в федеральном ведомстве по документации бывшего МГБ ГДР.

-- Главного управления разведки ГДР, подразделения легендарной Штази, нет уже более десяти лет, но работа Маркуса Вольфа напоминает о себе все новыми разоблачениями. История Штази будет бесконечной?

-- Случаи, время от времени всплывающие на поверхность, большей частью связаны с прошлым. Но очевидно, что история Штази обладает достаточным потенциалом для того, чтобы будоражить общество и в будущем все новыми разоблачениями.

-- Возможно ли существование и по сей день активных шпионов родом из Штази?

-- Успехи восточногерманской разведки отмечались в первую очередь в ее, выражаясь терминологией службы Вольфа, «основной операционной зоне» -- Западной Германии. После падения социализма стало известно о возможном переходе некоторых агентов на службу в другие разведки, главным образом в КГБ. В связи с этим было произведено несколько арестов. Мне лично трудно себе представить, что тот же КГБ и его преемники смогли бы после краха СССР успешно направлять деятельность таких шпионов. Значительная часть документации, связанной с агентурной сетью Штази, в начале 90-х оказалась как в Вашингтоне, так и в Москве. Так что эти агенты, как говорят, «сгорели».

-- Может быть, некоторые продолжают «тлеть»?

-- Можно допустить, что у Штази был агент, скажем, в Багдаде, который и сегодня продолжает работать на другую спецслужбу. Вероятность, что он «засветится», невелика. Но в принципе, когда агенты становятся известными одновременно на обоих «берегах» -- в Москве и Вашингтоне, они теряют всякие смысл и ценность.

-- Штази успешно работала в скандинавских странах. С этой целью, в частности, широко использовалась ежегодная «Неделя Балтийского моря», которую восточногерманская пропаганда преподносила как акцию мира и дружбы. Чем было это мероприятие для разведки?

-- Как и ежегодные Лейпцигские ярмарки, оно было «биржей» восточной службы госбезопасности для иностранцев с Запада. Скрытой целью «Недель Балтийского моря» было добывание информации, установление стабильных и по возможности долгосрочных разведсвязей. Штази вербовала иностранцев в качестве разведывательных агентов или неформальных осведомителей.

-- Так наводились невидимые «мосты» в Швецию или Данию?

-- Бесспорно, существовала целая сеть МГБ ГДР на этом направлении. В восточногерманских университетах училось довольно много молодых скандинавов. Они автоматически попадали в сферу интересов Штази, с ними устанавливался контакт, чтобы попытаться их завербовать. Один их таких «свежих» примеров -- случай с агентом по кличке Ланце. В 60-е годы норвежец Стейн Виксвейн учился в Ростоке. Еще в 1962-м он был зарегистрирован Штази в качестве «неформального осведомителя». После получения диплома работал журналистом на западногерманском радио Deutschlandfunk. В настоящее время в Норвегии против него ведется следствие по обвинению в шпионаже. В связи с этим вся документация Штази о Ланце временно закрыта. (Сам Виксвейн категорически отрицает обвинения в связи со Штази. -- Ред.).

-- На прошлой неделе в Швеции арестовали бывшего жителя ГДР, имя и фамилия которого не назывались. Говорят, что его имя фигурировало в архивах Штази. Он может быть связан с «делом Ланце»?

-- Это нельзя исключать. Ведь следствие против Виксвейна как раз находится в активной стадии.

Беседовал Юрий ШПАКОВ