Время новостей
     N°32, 22 февраля 2001 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  22.02.2001
Пермские моторы едут в Америку
Через реструктуризацию
Заместитель генерального директора холдинга «Интеррос» Сергей Алексашенко вчера объяснил общественности, зачем компания хочет отдать государству крупный пакет акций АО «Пермские моторы» (ПМ). Оказывается, «Интеррос» таким необычным путем пробивается на рынок Латинской Америки.

«Интеррос» является крупным акционером холдинга ПМ, специализирующегося на проектировании и производстве авиационных и космических двигателей, а также газоперекачивающих и газогенераторных станций. В свою очередь государство является крупным кредитором ПМ -- холдинг должен бюджету и внебюджетным фондам около 850 млн руб.

В конце прошлого года частные акционеры ПМ выступили со смелой инициативой: вернуть контроль над холдингом государству в обмен на прощение долгов. Бюджетно-внебюджетные долги предлагалось просто списать как безнадежные, а государство получило бы за это 37% акций ПМ. Вместе с 14,25% акций, уже находящихся в казенной собственности, получился бы контрольный пакет. По мнению инициаторов операции, она позволила бы государству восстановить контроль над важным стратегическим предприятием, которое не только избавилось бы от долгов, но и получило бы доступ к оборонным заказам.

В декабре 2000 года проект «Интерроса» был предварительно одобрен Росавиакосмосом. Предполагалось, что окончательно позиция государства оформится двумя месяцами позже, с учетом мнений еще десятка ведомств. Теперь, когда этот срок истекает, Сергей Алексашенко счел возможным откровеннее обозначить интерес «Интерроса» в реструктуризации ПМ. Вместе с американской компанией Pratt&Whitney (акционером ПМ) холдинг намерен экспортировать газогенераторные станции на базе авиадвигателя ПС-90А. Соответствующий проект предусматривает вывоз 200--300 пермских турбин в США, установку на них агрегатов производства Pratt&Whitney и продажу получившихся в результате небольших тепловых электростанций в Латинскую Америку. Таким образом, по словам г-на Алексашенко, ПМ может заработать от 300 до 600 млн долл. Мешает запустить проект отсутствие лицензии на вывоз ПС-90 за рубеж. А Федеральное агентство по защите результатов интеллектуальной деятельности, в ведении которого находятся такие вопросы, отказывается (со слов того же Алексашенко) выдать лицензию, пока проблема собственности на ПМ не будет разрешена удовлетворительным для государства образом.

В такой ситуации «Интеррос» выступил со своей инициативой об обмене долгов на акции. Причем «Интерросу» на руку любое решение госорганов. Согласятся или не согласятся они взять акции -- проблема будет закрыта, и потому поводов тянуть с выдачей лицензии не останется. А если ее все равно не оформят, г-н Алексашенко от лица «Интерроса» пообещал «поднять вопрос на политический уровень -- кто это тормозит экспорт высокотехнологичной отечественной продукции?».

Он отметил, что ему представляется несущественным, стоят ли акции ПМ 850 млн руб. Никакой независимой оценки этих бумаг не проводилось, признал он.

Директор Российского авиационно-космического агентства Юрий Коптев несколько дней назад заявил, что в целом поддерживает идею «Интерроса» насчет ПМ, но не может даже приблизительно спрогнозировать, как скоро ее можно реализовать. По поводу того, что экспорт ПМ якобы застопорен до решения проблемы акций, в пресс-службе Росавиакосмоса корреспонденту газеты «Время новостей» вчера сказали: «Точно не знаем, но вполне может быть...».

Михаил КУКУШКИН