Время новостей
     N°32, 22 февраля 2001 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  22.02.2001
Контейнерный конфликт
Порт и пароходство не поделили деньги грузоотправителей
Руководство Дальневосточного морского пароходства (ДВМП), заключившее месяц назад долгосрочный договор с администрацией Камчатской области о доставке на полуостров генеральных грузов в рамках северного завоза, заявило, что будет вынуждено отказаться от услуг Петропавловск-Камчатского морского торгового порта (ПКМТП). Пароходство считает, что порт завышает расценки на перевалку грузов.

По утверждению представителей ДВМП, порт требует 200 долл. за разгрузку в Петропавловске каждого 20-футового контейнера, доставленного из Сиэтла. «Южнокорейские докеры берут за ту же услугу вдвое меньше», -- утверждает начальник службы линейных перевозок ДВМП Сергей Костян.

Недоумение судовладельцев вызывает и то, что при одинаковой себестоимости услуг в ПКМТП существуют разные стивидорные ставки для российских и иностранных перевозчиков. Когда грузы из Сиэтла доставляла на Камчатку зарегистрированная в США компания Fesco Agencies N.A., арендовавшая контейнеровозы у ДВМП, тариф за каждый контейнер составлял 120 долл. Но после открытия российским предприятием собственной линии FAREX Line по маршруту Сиэтл--Владивосток--Петропавловск ставки выросли.

Снижение тарифов -- не единственное условие, при котором ДВМП готово остаться клиентом (одним из крупнейших) Петропавловского порта. Пароходство требует для себя кредитной линии наподобие имеющейся в портах Приморского края. «Порт Владивосток предоставляет нам кредитную линию на три недели, порт Восточный -- на 30 суток, -- говорит г-н Костян. -- На Камчатке не хотят ждать с оплатой ни дня». Разрыв в оплате, по его словам, необходим пароходству, в частности, при доставке гуманитарной помощи. В этом случае перевозчик должен подтвердить, что груз доставлен и выгружен на склад получателем. Счет за фрахт судна оплачивается только после этого, но ПКМТП требует от моряков предоплаты.

В Петропавловск-Камчатском порту намерения ДВМП вызвали состояние, близкое к шоку, но идти на уступки там, судя по всему, не намерены. «Фрахтовые ставки ДВМП в каботаже выросли за последний год в два раза, в то время как на линии FAREX Line грузоперевозки подорожали лишь на 10%. Почему мы должны оплачивать щедрость пароходства?», -- заявил директор контейнерного терминала ПКМТП Николай Ахромеев.

Он убежден, что снижение стоимости перевалки контейнеров возможно лишь при наличии стабильно высокого грузопотока, чем в последнее время не может похвастаться ДВМП. Если до августовского кризиса 1998 года из Сиэтла в Петропавловск морем доставлялось от 70 до 100 контейнеров ежемесячно, то теперь их количество сократилось в несколько раз. Когда киловатт электроэнергии для ПКМТП стоит 4,6 руб., а топливо для погрузчиков подорожало за год втрое, порт не может обслуживать каждый контейнер дешевле, чем за 5600 руб., считает г-н Ахромеев.

Скорее всего именно снижение грузопотока и стало причиной конфликта между региональными лидерами транспортной отрасли.

Доходы Петропавловского порта в 2000 году снизились вслед за сокращением внешнеторговых перевозок, и предприятие положило глаз на контейнеры, предназначенные для Сахалина и Магаданской области. В середине прошлого года ПКМТП согласился предоставить Дальневосточному пароходству существенные скидки, если грузы в порты Магадан и Корсаков будут идти через его контейнерный терминал. И теперь ДВМП пожинает плоды своего отказа от этой заведомо невыгодной грузоотправителям сделки.

Дмитрий ЧЕРНОВ, Владивосток