Время новостей
     N°29, 19 февраля 2001 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  19.02.2001
Это будет грандиозно
Если хватит средств
В Москве с 21 апреля по 29 июня будет проходить беспрецедентное по масштабу и уровню культурное событие: третья Всемирная театральная олимпиада. Олимпиадой действо называется потому, что идея его возникла в Дельфах, у известного греческого режиссера Теодороса Терзопулоса, ставшего председателем международного комитета, в который вошли: от России -- Юрий Любимов, от США -- Боб Уилсон, от Японии -- Тадаши Сузуки и прочие авторитетные театральные деятели разных стан. Первая олимпиада прошла в Греции под лозунгом «Античная драма в современном мире», вторая (под девизом «Созидая надежды») в японском городе Шизуока, в котором, на зависть русским участникам, специально к форуму был выстроен огромный театральный комплекс за 450 млн долларов. И вот третья -- в Москве, на стыке тысячелетий, поэтому самая грандиозная, объемная, включающая в себя все формы театрального искусства -- от театрального мейнстрима до авангардных поисков и уличных шествий.

Вместе с Международным фестивалем имени Чехова организаторы олимпиады при участии правительства Москвы и Министерства культуры решили буквально наводнить столицу театральными представлениями.

Одним из самых заметных для города станет фестиваль уличных театров, организуемый Вячеславом Полуниным: его участники будут выступать на открытых и доступных площадках -- улицах и площадях. Из Венеции привозят маски Венецианского карнавала. Из Бразилии за свой счет приедут победители карнавала прошлого года, школа самбы «Вай-Вай» в Сан-Пауло: по определению Полунина, «200 дам в прекрасной форме», чтобы представить «праздник человеческого естества во всех его проявлениях». Из Китая привезут пятидесятиметрового дракона. Пройдут по Тверской улице группы из Мексики, с Таити, из Базеля и Тринидада. Парадом карнавалов фестиваль откроется, но это далеко не все. Артисты лучших уличных театров мира будут летать на воздушных шарах, лазить по стенам, перемещаться на строительных кранах, дурачиться и витийствовать на площади Революции, на набережной Москвы-реки и еще много где. Лучшие клоуны мира покажут -- за деньги -- свое искусство в саду Эрмитаж. В последний день программы все участники погрузятся на построенный из бамбука «Корабль дураков» и отплывут под брызги фейерверка и прощальные крики толпы.

Специально для олимпиады ведущие театральные режиссеры мира готовят новые проекты. Кама Гинкас намерен собрать музыкантов из разных стран и при участии композитора Александра Бакши, художника Сергея Бархина и дирижера Гидона Кремера исполнить музыкальную мистерию «Полифония мира». Тадаши Сузуки с артистами Большого театра поставит оперу японского композитора Тошио Хосокава «Видение Лира» по трагедии Шекспира. Юрий Любимов в соавторстве с композитором Владимиром Мартыновым намерен предъявить публике «Апокалипсис» в исполнении Академического мужского хора и хора мальчиков из Эстонии.

И, наконец, самая необычная часть программы -- знаменитейший французский конный театр «Зингаро» приедет в Москву вместе со всеми двадцатью семью лошадьми и даст в парке «Коломенское» десять представлений спектакля «Триптих» на музыку Игоря Стравинского и Пьера Булеза.

А откроется фестиваль 21 апреля легендарным спектаклем театра Пикколо ди Милано «Арлекин, или слуга двух господ» Джорджо Стреллера , который сыграют в Малом театре -- сразу после того, как на Театральной площади, превращенной в настоящее озеро, отыграют уличное представление.

Среди приезжих знаменитостей -- Эймунтас Някрошюс с новым спектаклем «Отелло», который Москва еще не видела, Роберт Стуруа с комедией Шекспира «Как вам угодно, или Двенадцатая ночь», Боб Уилсон с «Игрой снов» Стриндберга, Теодорос Терзопулос с «Гераклом во гневе» Еврипида, Тадаши Сузуки с «Царем Эдипом» Софокла ... Все это спектакли мирового уровня, демонстрирующие достижения современного театра на признанных его вершинах.

Альтернативную программу доверено подготовить Анатолию Васильеву, заявившему, что он устал от «отвратительного, коммерческого шика вульгарной буржуазности» и что ему хочется чего-нибудь «малохудожественного, дилетантского, банального, но родового». В поисках этого он отворачивается от Европы и обращается к религиозным и обрядовым формам, представляя специальный проект «Узкий взгляд скифа», состоящий из двух программ -- «Истоки и корни» и «Отражения. Тени забытых предков». В первой части -- монастырские хоры из Афона и Сербии, старообрядцы-поморы, буддийские монахи, шаманы Хакасии, Тувы и Бурятии, дервиши из Турции. А также фольклорные коллективы и исследовательские группы. Во второй -- театральные эксперименты в области ритуальной природы театра, где представлены разные театральные тексты -- от «Пещного действа» и до Островского с Лесей Украинкой, но светская драматургия препарирована при помощи мифологического мышления.

Лучшие российские спектакли во время олимпиады будут специально представлены вниманию зарубежных гостей. Поиски и эксперименты собраны в две отдельные программы и прослоены мастер-классами и открытыми уроками. Подверстан к олимпиаде и традиционный фестиваль театральных школ «Подиум», участники которого не только покажут свои дипломные спектакли, но и будут, видимо, самыми преданными зрителями остальных программ.

В общем, все это на самом деле будет грандиозно. Правда, есть еще некоторые проблемы. Хотя организаторам и так пришлось ужать программу и отказаться от некоторых проектов, дорогих сердцу каждого театрала, до сих пор еще не все деньги собраны. Правительство Москвы дает сто миллионов рублей, несколько меньше предоставляет Министерство культуры и примерно половина остается на долю Конфедерации театральных союзов и оргкомитета фестиваля. Основным спонсором стала компания «Нестле», есть еще ряд важных партнеров, но организаторы до сих пор надеются на дополнительную помощь. Иначе, сетуют они, цены на билеты придется поднимать очень сильно, ну а в худшем случае -- в программе возможны изменения...

Глеб МЫШКИН