Время новостей
     N°115, 31 августа 2000 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  31.08.2000
Так ведь он еще и на скрипке играет
Спрос на записи классической музыки стремительно падает
В Европе и Америке люди все меньше покупают диски с классической музыкой. Крупнейшие фирмы звукозаписи терпят огромные убытки и, пытаясь перестроить свою деятельность на новый лад, музыкальные достоинства приносят в жертву рекламным трюкам. Например, фирма Philips Classics выпустила в продажу дебютный диск русской виолончелистки Нины Котовой, примечательной не столько музыкальным талантом, сколько хорошей фигурой. Московская студентка Котова сделала на Западе блестящую карьеру как фотомодель, и тут ее менеджеры вспомнили, что она по образованию виолончелистка. Одним из самых популярных артистов сегодня является слепой итальянский тенор Андреа Бочелли. Голос у него сильный, но трудно поверить, что в звезды он попал благодаря вокалу -- слишком много в Европе хороших теноров уровня Бочелли. Основной причиной его стремительного взлета стало как раз отсутствие зрения.

На собственно музыкальные проекты все чаще нет денег. Английская независимая компания Hyperion Records свой грандиозный проект «Все песни Шуберта», задуманный к юбилею композитора в 1997 году, смогла закончить только к лету 2000 года. Как признался автор проекта, пианист Грэм Джонсон, -- из-за недостатка финансирования. С большим трудом завершается серия дисков фирмы Decca «Все симфонии Гайдна», над которыми работает английский дирижер Кристофер Хогвуд.

Андреас Хольшнайдер, экс-президент крупнейшей немецкой фирмы Deutsche Gramophone, сказал нашему корреспонденту: «Временами я начинаю думать, что наше дело обречено. Интерес к классике стремительно падает, и происходит это по двум причинам: людей абсолютно не устраивает ценовая политика, и, кроме того, они не хотят по десятому разу покупать «Времена года» Вивальди». В этом корень проблемы. Каждый дебютант обязан записать некий джентльменский набор популярных произведений, прежде чем получить право заниматься какими-то изысками. Однако освоение золотого фонда мировой классики не подогреет интерес к артисту, и фирма откажется продлевать с ним контракт -- так он и не успеет оставить свой индивидуальный след в истории.

Большинство фирм зарабатывает сейчас деньги «легкой классикой» (сборники классических шлягеров) и сольными альбомами звезд (опять же сборники классических шлягеров, только в исполнения одного артиста). В той же Германии даже состоятельный человек призадумается, покупать ли ему полный вариант, например, «Дон Жуана» за 110 немецких марок или ограничиться фрагментами из оперы за 35 марок. Причем если он все-таки не будет скупиться и купит полный вариант, то скорее всего старую запись Карла Бема или Герберта фон Караяна, а отнюдь не более современную версию Клаудио Аббадо или аутентиста Сигизвальда Кейкена. Потому что Бем и Караян -- мэтры, знак качества, наверняка обещающий хорошее исполнение.

В России ситуация кризиса пока не очень ощущается. Вероятно, просто потому что все европейские диски для нас изначально были дороги -- у любого дрогнут рука и сердце, когда на обложке любимого «Дон Жуана» он увидит цену -- 1300 рублей. Легче купить пиратскую продукцию. Нас еще не приучили к тому, что за хорошую, качественную вещь всегда надо платить. Как говорят менеджеры российских представительств западных звукозаписывающих фирм, классика в России продается в единичных экземплярах. Например, Universal Music Russia несколько лет назад начала выпускать уникальную серию «Музыкальная энциклопедия» -- звуковое пособие по курсу музыкальной классики, в отличном исполнении, с хорошим дизайном. Год назад проект был приостановлен -- слишком он дорогостоящий, и слишком мал на «Музыкальную энциклопедию» спрос. Как подогреть интерес людей к прекрасному и вечному, не знает никто. Так что пока это кризис, а дальнейшее -- молчание.

Михаил ФИХТЕНГОЛЬЦ