Время новостей
     N°26, 14 февраля 2001 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  14.02.2001
Весеннее обострение
Автомобильный рынок страны ждет жесткая конкуренция
Для автомобильного рынка России наступивший год обещает быть оживленным. Автодилеры, с которыми беседовал корреспондент газеты «Время новостей», считают, что спад продаж отечественных и иностранных автомобилей, случившийся после финансового кризиса 1998 года, окончательно преодолен. По данным "Автосельхозмаш-холдинга" ("АСМ-холдинг"), координирующего деятельность автомобилестроительных предприятий России и стран СНГ, Россия и Украина планируют в 2001 году почти на 10% увеличить производство легковых автомобилей.

Главным событием первых месяцев года на авторынке стало подписание документов, дающих старт проекту АвтоВАЗа и General Motors при финансовой поддержке ЕБРР по выпуску нового внедорожника "Нива-2123": событие, о котором стороны говорили без малого два года. Общая стоимость проекта -- 333 млн долл., доля General Motors составляет 99 млн, АвтоВАЗа -- 101 млн, ЕБРР -- 40 млн долл. в качестве инвестиций и 93 млн долл. в виде кредитов. Ежегодно планируется производить около 90 тыс. новых внедорожников. Из них четвертая часть должна экспортироваться в Европу, где их цена составит 12--15 тыс. долл., остальные предполагается продавать в России по цене около 280 тыс. руб.

Представители американской компании настаивают на том, чтобы новый автомобиль продавался как в России, так и в других странах, включая США, под маркой "Шевроле". Но первые 10 таких машин, собранные еще до подписания документа на опытном производстве ВАЗа, уже проданы через официального дилера автозавода под маркой "Нива-2123".

На АвтоВАЗе изменения коснулись еще и производства шестой модели (ВАЗ-2106). По сообщению пресс-службы завода, теперь машину собирают на второй нитке главного конвейера вместе с остальной "классикой"; ее прежнее место сборки -- третья линия -- полностью находится в распоряжении "десятого" семейства. Дело в том, что среди автомобилистов ходила легенда, согласно которой кузов «шестерки», изготовленный вместе с «десяткой» и окрашенный в цвет «металлик», был менее подвержен коррозии, чем остальная «классика». Эта легенда в значительной мере подхлестывала спрос на машины марки ВАЗ-2106. Теперь, когда «шестерки» будут выпускаться на обычной линии, можно ожидать снижения спроса на них и увеличения продаж других моделей «классики», в частности «семерок».

Другим весьма заметным событием на автомобильном рынке в этом году стало снижение с 1 января импортных таможенных пошлин на легковые автомобили с 30 до 25%. В связи с этим дилеры прогнозируют рост легальных продаж новых импортных автомобилей. Прогнозы эти выглядят достаточно реальными потому, что действующие в России совместные «отверточные» производства поставлены на грань рентабельности.

Например, в конце прошлого года остановлена сборка автомобилей Opel Vectra на СП "Елаз-General Motors". Менеджер по маркетинговым операциям российского представительства GM Александр Мойнов пояснил Интерфаксу: "Сегодня компания пытается понять, что делать дальше и куда пойдет российский рынок в связи с последними изменениями". По его мнению, компании необходимо решить, какую модель производить и стоит ли вообще продолжать сборку автомобилей в России, поскольку в связи со снижением таможенных пошлин падает конкурентоспособность автомобилей, собранных в России. При этом GM не имеет в России никаких таможенных льгот на ввоз комплектующих для дальнейшей сборки автомобилей.

Остальные стартовавшие один за другим с 1996 года сборочные автопроекты чувствуют себя не лучше. Постоянные проблемы лихорадят таганрогский проект по сборке Daewoo (продаются под маркой «Донивест»), недавно приостановлен выпуск автомобилей Renault на московском «Автофрамосе». А чешская компания Skoda Auto так и не смогла договориться с «Ижмашем» о совместном производстве.

Изменение таможенных пошлин положительно воспринято большинством отечественных дилеров. По их прогнозам, в текущем году можно ожидать в среднем чуть ли не 100-процентного роста продаж не только из-за изменения размера таможенных сборов, но и по причине роста платежеспособного спроса. Арифметика эта несколько лукава: при сегодняшних объемах продаж иностранных автомобилей (импортированных ли, собранных ли внутри страны) любое самое незначительное увеличение количества продаваемых автомобилей в процентном соотношении даст результат впечатляющий.

Поэтому, пользуясь случаем, в преддверии традиционно большого весеннего спроса на машины все отечественные автозаводы с начала года подняли отпускные цены на свою продукцию. Как утверждают некоторые эксперты, теперь цены на российские автомобили достигли максимума, и их дальнейший рост ограничивают цены на дешевые иномарки. Особенно это касается автомобилей «десятого» семейства, в связи с чем весной можно ожидать жесткой конкуренции на рынке машин, чья стоимость находится в пределах 6--8 тыс. долл., как это было в 1997 году.

Производство легковых автомобилей, штук
Автозавод 2001 (прогноз) 2000
АвтоВАЗ 752 100 705 561
ГАЗ 130 000 116 319
УАЗ 42 000 40 250
Ижмаш-Авто 37 500 13 702
КамАЗ 37 800 33 561
СеАЗ 18 000 16 304
ЗИЛ 10 8
Российская Федерация 1 056 610 968 955


Алексей ЗЕМЦОВ

АВТОМОБИЛИ

Британская компания Jaguar, до сих пор известная лишь своими спортивными автомобилями, приступила к освоению нового для себя сегмента рынка -- компактных представительских седанов. Модифицированная модель автомобиля X-серии должна помочь компании сменить имидж и, соответственно, место на рынке. Цена новой машины -- около 35 тыс. долл., производиться она будет на заводе фирмы Ford в Англии.

Будьте бдительны при покупке «корейца»

Ведущие южнокорейские автомобильные фирмы в рекламных целях завышали мощность двигателей новых моделей. Это показала проверка, проведенная министерством строительства и транспорта Кореи. Компания Hyundai Motors указывала в рекламных проспектах мощность двухлитровой модели Sonata IV в 147 л.с., тогда как на самом деле она была на 10,5% ниже. Daewoo Motor у новой модели Magnus вместо 133 указала 148 л.с. Почти на 16% завышала мощность KIA Motor у моделей Credos с двигателем объемом 2 л.

Daewoo останавливает главный конвейер

С этой недели остановлен основной автозавод корейской фирмы Daewoo. Это сделано по решению руководства компании с целью сокращения объемов производства. Предприятие будет простаивать до 6 марта. Временное закрытие крупнейшего завода компании является частью плана Daewoo по снижению расходов и позволит сэкономить около 67 млн долл.

Вместо танков - "Татры"

Чешская автомобильная компания Tatra намерена создать в Омске совместное предприятие по сборке грузовых машин. Производство планируется организовать на заводе транспортного машиностроения, известном выпуском боевых танков Т-80. По оценкам специалистов, себестоимость автомобилей Tatra будет в четыре раза ниже, чем у грузовиков аналогичного класса, выпускаемых фирмой Mercedes-Benz, а их конструкция идеально подходит для эксплуатации в российских климатических условиях.

О безопасности Volvo

Беспрецедентный судебный процесс начат пенсионером и инвалидом II группы, а ранее преуспевающим бизнесменом крымчанином Сергеем Коваленко. Он предъявил иск, в котором требует возместить ему ущерб, нанесенный вследствие аварии на автомобиле Volvo С70 Сoupe. Автомобиль врезался в дерево, и, как подтвердило следствие, ни одна из имевшихся в нем подушек безопасности не раскрылась. Материальный ущерб пострадавший оценил в 20 млн, моральный -- в 50 млн долл. Ответчиками по делу выступают шведская компания Volvo и украинский продавец автомобиля «Викинг Моторс».

Новые шалости «королев бензоколонок»

Нечестные на руку работники бензоколонок разработали новые способы обмана клиентов. Последний литр, который, впрочем, может оказаться не литром, а двумя и спрятаться в чреве шланга, не пропадает почем зря: работники некоторых АЗС сливают остатки в специально предназначенную для этого емкость. В результате за сутки набирается от 100 до 200 неучтенных литров. Особо находчивые работники прокалывают шланг. В результате он начинает подсасывать воздух, из-за чего воздушная пробка при каждом отпуске бензина перекрывает дорогу примерно 200 граммам топлива и тем самым ежедневно увеличивает на АЗС неучтенные запасы горючего более чем на 300 л. Более прогрессивные сотрудники АЗС нанимают хакеров, которые взламывают центральный компьютер станции, после чего "перевоспитанный" компьютер дает команду бензоколонке залить 29 л бензина, а в "окошке" продемонстрировать водителю 30.

По материалам информационных агентств. Подготовил Александр ЛИБЕРМАН