Время новостей
     N°24, 12 февраля 2001 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  12.02.2001
Пермский мотор уплыл в Рыбинск
Редкое по нынешним временам расширение двигателестроительного производства отмечено в конце прошлой недели. ОАО «Рыбинские моторы» решило начать серийный выпуск газогенератора на базе авиадвигателя ПС-90. Эта новость застала врасплох другого «кита» отечественного двигателестроения -- ОАО «Пермские моторы», которое разработало и выпускает ПС-90 и газогенераторы на его основе.

Проанализировав ситуацию, пермяки убедились, что у них нет законной возможности пресечь инициативу коллег, поэтому ограничились пожеланием успеха и предположили, что ничего, кроме «нерационального расходования финансовых и материальных ресурсов», в Рыбинске не выйдет.

Разработка ПС-90 -- самого современного из существующих сегодня российских авиационных двигателей -- началась в советские времена, когда вопросы об интеллектуальной собственности в промышленности рассматривались под иным углом, нежели сейчас. Проектированием ПС-90 занималось КБ «Авиадвигатель», ныне входящее в холдинг «Пермские моторы», результаты этих технических изысканий стали, как и было тогда положено, собственностью государства, которое в 1986 году передало их для постановки на поток «Рыбинским моторам». Нельзя сказать, что рыбинцы на 15 лет забыли о том важном государственном поручении. Все эти годы завод потихоньку трудился над улучшением двигателя и его газоперекачивающих модификаций. Но до серийного производства дело не доходило.

В том, что теперь дошло, определяющую роль сыграл кадровый фактор. 11 апреля 2000 года генеральным конструктором "Рыбинских моторов" стал Михаил Кузьменко, до 1997 года гендиректор и генеральный конструктор «Авиадвигателя». Он непосредственно руководил разработкой ПС-90. После того как крупным акционером «Пермских моторов» стала группа «Интеррос», г-н Кузьменко покинул Пермь и теперь, обосновавшись на новом месте, вернулся к старым проектам.

Пресс-служба «Рыбинских моторов» мотивирует запуск в серию газогенераторов на базе ПС-90 тем, что «в настоящее время ОАО «Пермские моторы» ... не в состоянии полностью удовлетворить потребности рынка в силовых агрегатах данного класса». Пресс-секретарь «Интерроса» Дмитрий Кравченко заявил корреспонденту газеты «Время новостей», что подобная оценка не соответствует действительности. Выпуск авиадвигателей ПС-90 в Перми исчисляется единицами, и предназначенные для этого производственные мощности в основном простаивают. Мощности по выпуску соответствующих газогенераторов, которые покупает «Газпром», загружены несколько лучше, но тоже не полностью. Г-н Кравченко не считает, что рыбинские коллеги смогут в ближайшем будущем отвлечь на себя заказы «Газпрома».

Со своей стороны, пресс-секретарь «Рыбинских моторов» Олег Филиппов сказал газете «Время новостей», что газовый монополист действительно не рассматривается рыбинцами как первоочередной заказчик (эта роль отведена РАО «ЕЭС»). Но в дальнейшем рыбинские газогенераторы будут предложены и «Газпрому».

Спешка с серийным выпуском ПС-90 в Рыбинске, возможно, связана с планируемой реструктуризацией «Пермских моторов». Один из ее вариантов предусматривает передачу пермякам интеллектуальной собственности на разработанные ими моторы. Если вариант пройдет, «Пермские моторы» смогут на корню пресекать проекты типа только что стартовавшего.

Михаил КУКУШКИН