Время новостей
     N°23, 09 февраля 2001 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  09.02.2001
До свиданья, наш ласковый
Компания «Киномост» попрощалась с эпохой Ельцина
Произошло это случайно. Компания «Киномост» в лице ее главы господина Мамилова приняла года три назад к производству сценарий Елены Райской «Президент и его внучка». Режиссер и сценарист Елена Райская, несмотря на довольно кислый прием ее предыдущей картины «Президент и его женщина», решила в новом сценарии продолжить тему, связанную с семьей президента. Впрочем, никакой политической подоплеки в ее мелодрамах не было -- просто отголосок борьбы за президентское кресло таких ярких личностей как Жириновский или Брынцалов сделал на какое-то время тему актуальной. Сценарий «Внучки» продюсера устроил, а вот режиссерские усилия Райской быстро разочаровали. И в режиссеры был приглашен Тигран Кеосоян, к тому времени довольно удачно справившийся с жанром новогодней сказки в своей «Бедной Саше». Райская подала в суд. Фильм сняли за 35 съемочных дней. Процесс длился полтора года. И вот, наконец, Райская проиграла все суды, а компания «Киномост» получила возможность представить спорный продукт вниманию общественности.

Фильм -- совершенно в духе всех последних концепций «Киномоста»: сладкая, далекая от реальности жизни история со счастливым концом. От других подобных фильмов ее отличает профессионализм отделки и то, что в портновском деле называется «хорошо отутюженные швы». История принца и нищего, написанная Марком Твеном, отлично раскладывается на придуманные Райской новые русские обстоятельства. Разлученные при рождении близняшки -- их играет младшая дочь Никиты Михалкова Надя -- растут в разных условиях, одной выпала доля стать внучкой президента, в то время как другая едва сводит концы с концами на пару с матерью, незадачливой художницей. Случай сводит их на Кремлевской елке, где происходит смешная путаница с костюмами, после чего одну Машу отправляют в лимузине к дедушке в Кремль, а другую милиционер выводит к замерзшей в ожидании мамаше. Естественно, в Кремль попадает бедная Маша, в то время как богатая, уверенная, что состоялось то самое похищение, от которого ее предостерегал дедушкин охранник, оказывается на окраине города в раздолбанной мастерской.

Надя Михалкова после своего дебюта в папиных «Утомленных солнцем», само собой, выросла, но и в свои подростковые двенадцать лет сохранила естественность и обаяние. Говорить о степени актерского дарования рановато, кажется, что диапазон ее возможностей не велик, но шарм и вкус в кино такого жанра куда важней преждевременно проявленного драматизма.

Первоначально предполагалось, что дедушку сыграет Никита Михалков. Однако Олегу Табакову, которому в результате досталась эта роль, она подходит больше. Во-первых, в нем есть редкое и привлекательное сочетание отрицательного обаяния с положительным имиджем -- такой пушистый, но с акульими зубками, а во-вторых, его внешность имеет неуловимое сходство с внешностью бывшего российского президента. Во время съемок картины Ельцин был президентом действующим, поэтому все острые углы нужно было обойти с особой деликатностью -- режиссер следил за интонациями актера, чтобы ни в коем случае не скатиться в пародию. С другой стороны, несмотря на отсутствие всяких биографических совпадений, образ капризно-упрямого, грубовато-обаятельного хозяина Кремля невольно ассоциировался с фигурой Ельцина, вернее с его мифическим образом.

Если бы фильм вышел сразу, возможно, совпадений было бы меньше. Но он вышел только сейчас и, по замечанию Никиты Михалкова, попал вовремя, поскольку именно теперь с умилением и улыбкой можно оглядываться назад, на сумбурное и бестолковое, но привольное время ельцинского правления. Сегодня, когда все вокруг стало жестче, кремлевский дедушка со своим верным телохранителем Сашей, способный по-ухарски выпить кружку пива, разбавленного водкой, в компании добродушных алкашей и револьвером помахать, и прикрикнуть на челядь -- кажется все-таки ужасно родным и приязненным. А именно чувство умиления и необходимо для фильма «Президент и его внучка» -- без него эта простенькая история могла бы показаться излишне пресной. Под соусом ностальгии она вполне съедобна.

Алена СОЛНЦЕВА